Где-то в океане литературных произведений есть рассказ о том, что каждая книга – это целый мир. И каждый раз, когда писатель создает свое творение – он создает где-то в параллельной реальности целый мир. То есть, по сути, является богом. Это огромная ответственность.
Поговорим же о том, как создать живой и самостоятельный мир.
Вспомним о двух таких известных и различных мирах. Мир «Звездных войн» и мир «Властелина колец». Наверное, о них знают все (у тех людей, что не слышали, наверняка нет телевизора, компьютера, и они не умеют читать). Несмотря на давность создания (З.В. –1977 год, В.К. –1937 год) интерес к этим мирам не пропадает. Фильмы, игры, книги, рисунки и даже мода. Не странно ли, что, несмотря на обилие (миллионы и миллиарды) различных выдуманных миров, эти – одни из самых известных? Не странно. Потому, что они самостоятельны и идеально продуманы. От общей картины до мельчайших деталей.
Именно это (ну и интересный сюжет, конечно) заставляет людей вновь и вновь пересматривать и перечитывать эти творения. С нетерпением ждать новых игр и фильмов. Именно это полностью погружает в выдуманный мир. Ведь он не кажется выдуманным. Он покоряет своей реальностью.
Как же создать нечто подобное? Такое, чтобы читатель не просто увлекся сюжетом, но и полностью прочувствовал ваш мир?
Предлагаю несколько рекомендаций. Они вряд ли подойдут писателям, специализирующихся на драбблах или виньетках, но для любителей размеров мини и миди будут полезны. А для пишущих в макси – вообще обязательны.
1. Начните с карты. Карта мира или целой галактики, смотря, о чем вы пишете. И не просто придумайте ее. Нарисуйте. С горами и лесами, внимательным образом прокладывая реки и наполняя океаны. Давая названия всем озерам и морям, горам и рекам и прочим интересным местам. Вы можете о 90% мира в своем произведении не сказать, но сама карта и возможность отследить по ней перемещение персонажей, представить эти самые интересные места… Это гарантированно покорит читателя. (Комментарий автора(к.а.): лично я обожаю смотреть на карты, которые обычно рисуют на внутренней части обложки)
2. Определитесь, какой у вас тип мира. Технологический, магический или смешанный. Очень важно. Когда определитесь:
А) Если мир магический, подумайте о магии (к.а.: логично, не правда ли?). Какая она будет? Темная и светлая? Или стихийная (огонь, земля, вода, воздух)? А может, стихийная, разделенная на смежные группы (например: огонь и вода = пар). А может, дополните ее Жизнью и Смертью? А как ее творят? Жестам, словом, мыслью? Или лучше подойдет рунная магия? В общем, придумайте магию.
Б) Если мир технологический, подумайте о технологии (к.а.: не менее логично). Придумайте что-нибудь, что сразу отличит ваш мир от нашего. То, что запомнится. Вы можете не разбираться в физике и химии, но вы можете элегантно это обойти. Вспомните тот же лазерный меч. Невозможная, по мнению всех физиков, вещь, но согласитесь, вам бы такую штуку хотелось, да?
В) Если мир смешанный, думайте сразу над обоими предыдущими пунктами.
3. Расы и народности. Неважно, возьмете ли вы за основу уже известные (оборотни, вампиры и т.п.) или придумаете свои – они должны вписываться в ваш мир. Читателей крайне раздражают средневековые вампиры в космосе или джедаи в магическом мире. Это не невозможное сочетание, но надо его тщательно продумать и объяснить, чтобы не ощущалось фальши и авторского «а я так хочу, и все».
А тем, кто предпочитает всегда выдумывать новые расы – позаботьтесь о своем новом народе. Историей появления и жизни, внешностью, традициями, религией, языком, местом обитания и еще кучей прочих деталей, связанных с любым народом. Еще очень важно подумать над тем, воюет ли этот народ с другими, и почему.
И тут та же история, что и с картами. Вы наверняка не укажете и половины всего придуманного, НО… У вас уже этот народ будет не в виде одного абстрактного героя, по которому судишь о всей его расе, а уже как целая народность. И в момент написания рассказа вы не будете путаться или придумывать на ходу противоречащие факты из жизни расы. И читатель это почувствует.
4. Страны. Можно полностью повторить предыдущий пункт о народе, но только заменяя его словом «страна». Единственное – не забудьте придуманные страны потом нанести на карту.
5. Флора и фауна. Конечно, родные березки в рассказе навевают ностальгию… но портят весь мир. Как и прочие белочки, кошечки и коровки. Можно, конечно, добавить парочку знакомых животных и даже назвать их так же, как у нас, но не больше. Иначе миры начинают наслаиваться. И читатель вместо погружения начинает сравнивать ваш мир и мир настоящий. А как ни крути, наш мир более реалистичный. И переходит ваше творение из разряда «увлекательная литература» в разряд «развлекательная».
Придумывая новых существ, не забывайте о банальных законах эволюции и биологии. Не думаю, что рыба, у которой вместо плавников когти, или летающая птица весом под тонну – нормальные и жизнеспособные создания.
6. Речь. Наверняка вы не раз замечали в книгах, что ругательства там не такие, как приняты у нас («демон тебя раздери!»), или вместо «сэр» могут сказать «льер». Конечно, это сделано для более полного погружения в мир. Поэтому не поленитесь придумать несколько десятков интересных ругательств и обозначений различных званий и должностей.
Еще в этот пункт можно добавить особенности различных рас. Ведь, например, ящероподобные народы обязательно (в силу строения организма) будут шипеть. Даже произнося самые обычные слова (пример: «Ссдраффсствуй, тщщееловек»).
И не забывайте о тех же особенностях, когда придумываете названия (должности, ругательства). Ведь куда логичней будет, если название города у тех же ящеров будет состоять из шипящих звуков (например: город Шилссох).
Собственно, хватит.
Да, это долго и трудоемко. Придется еще вдобавок к этой работе перерыть немало полезной литературы, от строения планет до медицинских справочников. Зато эффект гарантированно превзойдет ваши ожидания. Ведь когда творишь так внимательно, не забывая ни малейшей детали, это сразу чувствуется при чтении.
Успехов в создании новых миров, творцы!