фанфики,фанфикшн
Главная :: Поиск :: Регистрация
Меню сайта
Поиск фанфиков
Новые фанфики
  Солнце над Чертополохом
  Мечты о лете | Глава 1. О встрече
  Shaman King. Перезагрузка | Ukfdf Знакомство с Йо Асакурой
  Только ты | You must
  Тише, любовь, помедленнее | Часть I. Вслед за мечтой
  Безумные будни в Египтусе | Глава 1
  I hate you
  Последнее письмо | I
  Сады дурмана | Новые приключения Джирайи:Прибытие
  Endless Winter. Прогноз погоды - столетняя метель | Глава 1. Начало конца
  Лепестки на волнах | Часть первая. Путь домой
  Лепестки на волнах | Часть первая. Путь домой. Пролог
  Between Angels And Demons | What Have You Done
  История о девочке | Глава 0. Об Аэлункоре
  Роза | Глава 1. Вступление
Чат
Текущее время на сайте: 12:53

Статистика

Антикафе Жучки-Паучки на Соколе
fifi.ru - агрегатор парфюмерии №1
Интернет магазин парфюмерии
Главная » Статьи о фанфикшене
 Монстры: великие и ужасные





Не так давно была опубликована статья о страшилках и ужастиках.
Как одна из составляющих классического произведения в жанрах мистики и ужасов были упомянуты монстры. Ну ведь и верно: очень большая часть всевозможных страшненьких фантазий связана с неизвестными враждебными существами, которые без оснований хотят изловить и как можно живописнее разделать всех имеющихся в наличии персонажей.
Часто чудовища бывают авторскими, особенными, но иногда писатель умеет преподнести и уже классического монстра с неожиданной или красочной стороны. В таком случае, конечно, ООС нежелателен и лучше придерживаться базовых особенностей такой твари.
Я задалась вопросом, а правильно ли фикрайтеры преподносят нам чудовищ и часто ли делают ошибки в их описаниях?

Для начала же давайте сыграем с вами в секретный штаб злых пришельцев и попробуем разобраться, что такое человеческий страх. Какова цель игры? Ну конечно же, поработить Землю.



Человеческое слово «фобия» произошло от тоже человеческого, но греческого слова «фобос» - страх. И все же между понятиями «страх» и «фобия» есть различия. Страх - это обыкновенная и естественная эмоция, которая возникает, если организму что-то угрожает. Сильный или постоянный страх травмирует психику и может перерасти в фобию. При фобии страх становится навязчивым, необоримым до паники, а боязнь преследует человека постоянно.
Чтобы добиться сильного испуга у страдающего фобией человека, достаточно небольшой, но правильно применённой дозы пугающего компонента.

Если мы ставим перед собой задачу испугать, то должны знать самые распространенные фобии людей, на которые и делают акцент, чтобы получить реакцию:
· автофобию - боязнь одиночества;
· арахнофобию - боязнь пауков;
· афефобию - боязнь касания;
· инсектофобию - боязнь насекомых;
· клаустрофобию — боязнь замкнутого пространства;
· хемофобию - боязнь крови;
· коитофобию - страх интимной близости;
· акрофобию - страх высоты;
· гермофобию - страх микробов и загрязнения.

Эти страхи — наиболее распространены у людей. Мы должны помнить об этих фобиях, создавая атмосферу, в которую погрузим своею жертву. Перечисленные выше страхи обычно используют, создавая монстров. Нужно помнить о любой мелочи, ведь порой пробегающий мимо в момент соответствующего эмоционального состояния паук создаст великолепный эффект страха.

А теперь вернёмся к нашим баранам монстрам.
Так кто же скрывается за этим нечётким определением? Конечно же, исходя из своей основной функции пугания, можно предположить, что монстр — неприятное существо, наводящее ужас одним своим присутствием. Но это утверждение свойственно только для юных личинок злых пришельцев. Мы с вами, как продвинутые и жутко коварные завоеватели миров уже знаем, что монстры бывают довольно милыми и симпатичными. А то, что подумали самые маленькие — самый обыкновенный руководитель отдела любой конторы.

Видите ли, человек — совсем молодой биологический вид. И то, что называют «древним человеком» на самом деле имеет возраст в несколько десятков тысяч лет. Древний человек был деятелен, создавая свой, не природный, условный мир, который стал вполне вещественным и перерос позже в цивилизацию. Противопоставляя себя природе, древний человек был почти бессилен перед ней, она его пугала и древний человек населял тьму за пределами пещеры порождениями своей фантазии. Все те необъяснимые вещи, которые окружали и случались, обогащали человеческую культуру поверьями, приметами, духами, богами, чудовищами.
Из всей этой сверхъестественной братии нас, конечно же, больше всего интересуют монстры.

И сейчас в культурах разных стран есть свои этнические чудовища. Они составляют основы мифологий и являются исправными поставщиками вдохновения как для человеческих детёнышей, так и для вполне взрослых дядь и тёть, пишущих рассказы или играющих в ролевые игры с применением тентаклей.
Но, как ни обидно, монстры любой культуры относятся к «низшей» мифологии. Что, впрочем, их только бодрит. Персонажи «высшей» мифологии — боги и герои — тоже вдохновляют легионы писателей и сценаристов, но у любого из этих великих людей под кроватью живёт хоть маленькое — но чудовище.
Впрочем, и эти великие люди страшно любят ООСить, искажая суть персонажей-монстров. К примеру если почитать известную сказку Ханса Кристиана Андерсена «Русалочка», мы можем проникнуться добротой и сентиментальностью этого водного существа, но на самом деле в древние времена русалок боялись и страшились. По людским поверьям эти создания получались из утопших детей и девиц. Русалки заманивали путников пением на берег озера или заводи, а после топили.

Очень сильно на классическую «монстрологию» повлияли мифологии древних Греции и Рима.
Вообще пантеоны богов в них настолько тесно переплетены с другими расами и видами живых существ, что достаточно сложно провести чёткую границу, где заканчиваются боги и герои и начинаются монстры. Например, лесные божества сатиры, имеющие козлиные ноги, хвост, рога и копыта — для современного обывателя вполне себе чудовищны. Хотя нимф и менад это, похоже, не смущало. А вот драконы, единороги, василиски, фениксы, пегасы, химеры и прочая перекочевали в европейские легенды и стали почти родными и в чём-то даже милыми. Хотя на родине вселяли в души людей ужас, принимали в виде жертв прекрасных дев и выводились исключительно героями и полубогами.



«Химера из Ареццо» — этрусская скульптура из бронзы. Музей археологии, Флоренция, Италия
«Битва святого Георгия с драконом»
(Паоло Уччелло, ок. 1456 года)



«Дева с единорогом» (Доменикино. Фрагмент фрески, 1602)
Алтарь Домиция Агенобарба (Глиптотека Мюнхена)

На Руси были свои былины и сказания. Многие истории повествуют нам о домовых, кикиморах, Кащее, Бабе-Яге. Именно эти персонажи и являются «славянскими монстрами» - очень колоритным и своеобразным источником для всевозможных страшилок.
В отличие от греческой, чудовища славянской мифологии известны, по большей части, из сказок, и практически никто из взрослых, привыкнув к условно-«конфетному» образу милых водяных или анчуток, не останется равнодушным, если явить ему истинный облик и повадки этих существ. Та же покладистая и вредноватая «Бабка-Ёжка» - горбатая страшная ведьма-каннибал, изба которой является аналогом «избы смерти» славян, обнесена частоколом со светящимися изнутри черепами.



«Сирин» (русский лубок, начало XIX века)
«Чудо морское» (русский лубок, начало XIX века)


Ну и неплохо будет упомянуть и такую богатую на родных человечеству монстров мифологию, как германо-скандинавскую. В ней тоже нелюди весьма колоритны и вызывают страх и отвращение у большинства добропорядочных человеков. Но если Морской Змей — определённо чудовище, то остальные созданья на общечеловеческий взгляд — даже вовсе и славные.
Ётуны (великаны), альвы (эльфы), свартальфы (тёмные эльфы), цверги (чёрные эльфы), кобольды (домовые), тролли (каменные чудовища), огры (великаны-людоеды)... Много их. Мир обитателя Северной Европы был очень жесток и враждебен. И населяющие подкроватное пространство бедных кельтов да скандинавов монстры — неласковые, под стать погоде. Впрочем, несмотря на вечное ненастье, эти чудовища тоже кроватями не ограничились и заселились под мосты, валуны, холмы и в прочих уютных местечках. В настоящее время эти созданья прекрасно себя чувствуют, являясь персонажами фэнтези и компьютерных игр.



«Аудумла» (Исландский манускрипт XVIII века)
«Один въезжает на Слейпнире в Валгаллу» (изображение на камне Ардре)

Очень интересно на предмет «чудовищности» ознакомиться с испанским, португальским, английским фольклором, с египетской, японской, африканской и новозеландской мифологиями. Монстры — очень плодовитый и удивительный народ, самый настоящий рассадник муз.

В каждой мифологии есть свои названия оборотней: вервольфы, волколаки, бисклаверты — это ликантропы, то есть, имеющие волчью сторону; котолаки, нэкоматы, кханы, баламы, кицуне, тануки, шелки, аниото, ругару... — это всё обладающие обликами иных зверей оборотни. Скорее всего разнообразие и широкое распространение оборотней объясняется древнейшими тотемными культами всех без исключения древних людей.



«Нападение вервольфа» (Иан Вудворд. Гравюра, XVIII век)
«Слон ловит летящего тэнгу» (Утагава Кунийоши, 1798 - 1862)

Да пребудет с вами Ктулху!



Копирование статьи без разрешения автора запрещено.



Раздел: Статьи о фанфикшене | Добавил (а): Юля (27.03.2013) | Просмотров: 5628

7 случайных статей:




Всего комментариев: 16
0  
1 Юля   (29.03.2013 16:29) [Материал]
Опечатка. Авторов двое) А я рада, что статья Вас вдохновила)

+1  
2 Юля   (29.03.2013 14:58) [Материал]
Полностью с тобой солидарна, насчет, того, что эту тему, можно развивать и развивать. Ведь даже те же самые вампиры отличаются у разных народов. Есть несколько вариантов их происхождения, так же как и превращение в вампира. По моему даже самые известные монстры могут открыться в совершенно с другой стороны при более углубленном их изучении.

0  
3 Thinnad   (27.03.2013 14:57) [Материал]
Хехехехехе))) Да это же незабвенный "Чужой"))) Вернее, носитель и внедрятель эмбрионов ксеноморфа.

+5  
4 TFWO   (27.03.2013 15:02) [Материал]
Замечательная статья! Сам по себе процесс выдумки монстра довольно интересен. Учитывая то, что почти в любом продукте масс-медиа наличествуют монстры самых разных форм и комплектаций, выдумывать что-то становится всё сложнее и сложнее. Простыми оборотнями-перевёртышами уже никого не удивишь, ну а вампирами теперь можно напугать разве что маленьких (спасибо "Сумеркам" и прочим подобным вещам, которые превратили жутких кровососов во что-то очень милое и совсем не страшное). Зачастую бывает так: придумываешь, казалось бы, нечто оригинальное, ан нет, в новой компьютерной игрушке подобные тварюги стаями бегают. Поэтому нужно создавать монстра таким, чтобы люди не искали прототип в своей голове. Если монстр будет действительно новым, он прочно угнездится в сознании, а это какой-никакой успех, я считаю.

Верно сказано о том, что монстр вовсе не обязан сразу же искать человечину и удовлетворять ею свой аппетит. Зачастую это становится таким невыносимым стереотипом, что хоть вой. А ведь можно было бы пофантазировать и придумать, допустим, монстра, охотящегося только за ногтями или только за седьмым щейным позвонком. Или вообще придумать существо, которое вообще не будет питаться физической пищей, а будет подзаряжаться каким-нибудь видом энергии.

Отдельное спасибо за напоминание "обратного эффекта", это то, что люди зачастую забывают. Помнится, в фильмах "Лангольеры" и "Оно", базировавшихся на книгах Стивена Кинга, монстры были действительно страшными: в первом случае нас пугали неведомыми Лангольерами и на протяжении всего фильма ты трясёшся в ожидании, когда же эта неведомая тварь появится; ну а в "Оно" сам клоун, по-моему, был ужаснее, чем сама тварюга, которая им управляла. Всё же, придумывать такие вещи гораздо интереснее и занимательнее, чем идти с ордами демонов напролом: жуть, как правило, берёт от того, что мы встречаем привычные вещи в абсолютно непривычных местах.

Спасибо за статью, друзья, вы большие молодцы!))

+3  
5 Almond   (27.03.2013 17:04) [Материал]
Улыбнуло, да)))
Но вот что хочу добавить:
1. Монстры - само слово произошло из франц. "урод, чудовище", тут важно помнить, что монстры - то не те, кто прилетает к нам с космоса. Это - порождение земли.
2. Монстры видоизменяются. Их можно рассматривать, так сказать, на разных уровнях. Ну вот, скажем, от бабы Яги - ведьмы, до нее же - целительницы. От русалки до наяды (и это не одно и то же)
3. Монстр - любой - всегда выполнял предназначение, особенно в мифологии. Он был необходим! И это предназначение выходит далеко за рамки "покушать и напугать".
4. И главное, на мой взгляд, сегодня в литературе - это не сам монстр, а ситуация, которая создается, потому так и раздражают (меня, во всяком случае) тупые ужастики, где монстр только и жаждет хорошего обеда, или еще жажда обретения нового тела. Скучно, убого, предсказуемо. В то время как монстры дают такое многообразие идей для автора. Но нет же - многие гнут и гнут одну всем знакомую линию: пришел, пообедал, сдох.

+3  
6 Demonio   (27.03.2013 14:28) [Материал]
Статья очень интересная и познавательная! Со многими существами мы сталкивались в разных сказках и рассказах, но редко когда вникали в их сущность и оригинальное название и происхождение.
Вот лично я писала и про оборотней и про вампиров, и старалась больше о них узнать перед прочтением. Но только буквально недавно узнала, что оборотни по сути своей не только в зверя могут превращаться, а даже и менять свой облик, то есть превращаться в другого человека.
Вот тут монстр Лицехват... не помню в каком фильме я его встретила, но сны снились потом жуткие))
В общем, спасибо за статью Юленька и Тин! Она очень полезна!

+3  
7 Амидас   (27.03.2013 14:44) [Материал]
АААА, статья очень классная и для меня кстати очень пригодиться, для работы над следующим фиком, тоже придумываю злобных "пришельцев".
На самом деле порой придуманные монстры просто вызывают смех, то они состоят из одной пасти, то из одного клубка щупалец или когтей. Возникает много вопросов. А чем эта тварюшка питается, например? Как видела одну статью от читателя автору. Там были примерно такие слова: автор, если ты придумываешь огромного зверя, который может за раз сожрать пару коров, то не придумать ли вам к нему кормовую базу. Ведь не может же этот монстр, о котором все знают, питаться полудурошными героями, приходящими раз в сто лет её замочить? Вы либо говорите, что, накушавшись, она засыпает или что у неё рядом обитают какие-то зверьки, способные утолять его голод.
Поэтому статья очень полезна для начинающих и для давно пишущих авторов. Спасибо Юленька и Тин.

0  
8 Thinnad   (27.03.2013 17:39) [Материал]
А как же тогда выражение "космические монстры"?)))
И согласен - грань, за которой монстр становится монстром - тонка и хотелось бы её как-то конкретизировать. Почему-то существует осознание, что "монстрячесть" зависит от вредоносности. Те же верблюды и киты считались чудовищами, а домового, хоть и нечисть - язык чудовищем назвать не повернётся.

0  
9 Almond   (28.03.2013 03:14) [Материал]
Я только хотел сказать, что инопланетяне - не совсем те, о которых говорится в статье.

+2  
Ух, какая прелесть! С огромным интересом прочитала статью и захотелось закопаться в изучении монстрятинки))

Люблю я монстров неоднозначных, в плане, что они живут не просто для того, чтобы пожрать. Тут если углубиться в мифологию, как правило, найдется предыстория появления того или иного создания, это хоть и не оправдывает кровожадности оных, но часто выявляет ее причины.
Про Бабу-Ягу уже упомянули - и ведь это, действительно, персонаж отнюдь не всегда отрицательный (это я за каннибализм зацепилась). А "Изба смерти" - способ захоронения у славян. Исходя из этого, Баба-Яга непосредственно связана с миром мертвых, но она скорее как проводник или хранитель покоя усопших. В общем, все весьма и весьма неоднозначно.
Еще такое вот интересное наблюдение: славянские сказки и предания вообще отличаются большей гуманностью, чем их европейские аналоги.

"Тени монстров" - очень интересный ход и по сути необъятное поле для фантазии. А также эффект "от обратного" - выигрышный ход, позволяющий пощекотать нервы неизвестностью (правда от детишек порой уже заведомо ожидаешь какой-то гадости, слишком уж часто этот прием используют).

Космические монстры это, конечно, отдельная ниша и, как правило, порядком отличная от иных. В этом я совсем не разбираюсь, ибо мне больше симпатизируют земные тварюшки (вообще тему космоса и инопланетян не очень люблю). Ну "на вкус и цвет", как говорится) хотя чисто визуально они бывают милыми))

Юленька, Тин, спасибо за этот экскурс в мир нежно мной любимых тварюшек)
P.s.: Канализационный монстр поселился у меня на рабочем столе))) ничего не могу поделать, у меня слабость к рептилеобразным (в особенности к ящеркам), а в нем еще что-то такое интересное словно от экзотического растения - в общем милейшее создание))

+3  
11 jiraia   (30.03.2013 13:18) [Материал]
Монстр - любой - всегда выполнял предназначение, особенно в мифологии. Он был необходим! И это предназначение выходит далеко за рамки "покушать и напугать".
Необходимость в монстрах никогда не отпадёт. "Пугалки"дозировано даже полезны, ведь страх - это очень нужное чувство для развития личности и человечества в целом.Это неотъемлемая часть нашей жизни, в страхе нет ничего постыдного, как считают многие. Храбрость - это не отсутствие страха, а умение его преодолеть. Статья открывает интересную и очень серьёзную тему. Чудовища и монстры всегда были олицетворением наших проблем, а борьба с ними( появление монстра в книге, фильме, репортаже практически всегда подразумевает его нейтрализацию посредством преодоления страха )позволяет поверить в свои силы и помогает самоутверждаться.Даже физиологически "здоровый" страх полезен организму, так как выбрасывает в кровь адреналин и заставляет организм сконцентрироваться на первоочередной задаче - сохранении жизни.
Я где-то читал, что страх - явление социальное. Я согласен. Провести параллель просто - чем сложнее и многообразнее становится наша жизнь, тем ужаснее и страшнее монстры, поселяющиеся у нас под кроватью.
«В этом мире всегда есть опасность для тех, кто боится» Бернард Шоу.Именно поэтому монстр должен вызывать страх угрозы жизни, так как только такая угроза способна расставить приоритеты в наших бытовых страхах и помочь нам их побороть.
Однако не стоит злоупотреблять частыми адреналиновыми выбросами)
Спасибо за статью, ребята!

+4  
12 Sepren_Substancius   (29.03.2013 11:38) [Материал]
Статья полезная. Главное - удалось проследить связь между страхами, фобиями человека и монструозными порождениями его сознания. Понравилось, что вы попытались охватить практически все категории пугалок, хотя от этого иногда текст становился чуть сумбурным. Но трудно объять необъятное, а тема обширна.

А если уж говорить о происхождении, то это от латинского monstrum - явление, знамение, чудо -> диковинка, что-то страшное, от чего не оторвать взгляд -> чудовище. Мифологические монстры - порождения земли - это хтонические божества, самые древние и жуткие (именно их уничтожило второе поколение "цивилизованных" богов в древнегреческой мифологии руками своих детей-полубогов - всех этих Гидр, Горгон, Пифонов, Тифонов и иже с ними).
С развитием цивилизации и появлением новых человеческих страхов видоизменились и монстры - теперь они стали прилетать из космоса, рождаться в результате генной инженерии или воздействия радиации. Традиционные упырьки на сельском кладбище видоизменились в толпы зомбаков, которых мочит направо и налево такая же слегонца монструозная Элис в "Обители зла". Отвращение к насекомым и прочим паразитам, уничтожающим пищу и портящим посевы - и вот вам целая когорта уродцев, леденящих кровь, от врагов Хайнлайновских рейнджеров до "Чужих" и совершенно жутких "мутантов" - тараканов, мимикрировавших под человека, к примеру.
Ну и конечно вечный страх человечества - непрогнозируемая неизвестность. Вот уж где саспенс нагоняется на раз-два. Кто выскочит из-за угла? Соседский кот или Человек-Паук? Кстати, неспроста упомянут: обратите внимание, какими монструозными стали нынешние герои - их чудесные способности недалеко уходят от разрушительных возможностей их оппонентов, и неспроста народ поначалу боится своих спасителей.
В общем, на мой взгляд, статью еще можно продолжать и развивать в нескольких направлениях: отдельная тема про вампиров, оборотней и прочих ночных друзей человека, отдельная тема про инопланетных соседей, отдельная тема "страх непознанного" и "всё не то, чем кажется".

+1  
13 Vorobei   (29.03.2013 00:50) [Материал]
Безумно интересная и содержательная статья! Как Вы замечательно разобрали страх и фобию, привели их к пугающим человечество монстрам - великолепно! Обязательно хочу взять эту статью на заметку, люблю я этих монстров и всегда поражаюсь безудержной фантазии авторов их создающих. Монстры фольклора сейчас уже вроде бы не пугают, но, как и правильно замечено в статье, все зависит от преподнесения автором текста. Вы очень интересно проиллюстрировали статью, дополнив её и привычной мифологией и современными ужастиками. До прочтения Вашей статьи я и представить себе не могла насколько это всеобъемлющая тема, неисчерпаемая для вдохновения (Ну вот так вдохновилась статьёй, что уже свои монстры из фантазий хотят выпрыгнуть на бумагу))))
Автор, огромное спасибо))

0  
14 Sepren_Substancius   (29.03.2013 15:07) [Материал]
Сейчас пугают монстры из современного фольклора - он ведь тоже развивается.

+1  
15 Batman   (27.03.2013 16:05) [Материал]
Статья полезна как новичкам в данной области, так и мастакам своего дела. Первым - своеобразной "классификацией" монстров на виды, их предысторией и кратким экскурсом в культуру других стран; вторым же помогает все разложить по-полочкам.
Одно дело, когда в работе присутствует только "тень монстра", а другое - когда сам монстр - вот эта мысль мне очень и очень по нраву. Вот прямо руки зачесались, "тень" написать.
В своей деятельности я вряд ли буду замечен за созданием собственного монстрика, не мое это. Да и "готовыми" монстрами пользоваться гораздо практичнее, имхо. Но.. кто меня знает, может когда-нибудь да приспичит)
Благодарности авторам.

+1  
16 Amarantain   (09.04.2013 17:05) [Материал]
Статья что надо smile Обязательно возьму на вооружение себе.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
С каждого по лайку!
   
Нравится
Личный кабинет

Логин:
Пароль:
Новые конкурсы
  Итоги блицконкурса «Братья наши меньшие!»
  Братья наши меньшие!
  Итоги путешествия в Волшебный лес
  Итоги сезонной акции «Фанартист сезона»
  Яблоневый Сад. Итоги бала
  Итоги апрельского конкурса «Сказки о Синей планете»
  Итоги игры: «верю/не верю»
Топ фраз на FF
Новое на форуме
  Поиск соавтора
  Помощь начинающим авторам
  Все о котЭ
  Рекомендации книг
  Предложения по улучшению сайта
  Поиск альфы/беты/гаммы
  Книжный алфавит

Total users (no banned):
4932
Объявления
  С 8 марта!
  Добро пожаловать!
  С Новым Годом!
  С праздником "День матери"
  Зимние ролевые игры в Царском шкафу: новый диаложек в Лаборатории Иллюзий
  Новый урок в Художественной Мастерской: "Шепни на ушко"
  День русского языка (Пушкинский день России)

фанфики,фанфикшн