Творчество дает добрые плоды, когда мы чувствуем себя в
безопасности и принимаем себя такими, какие мы есть. Ваш художник, как ребёнок,
счастлив, когда защищен. А мы, как родители этого ребёнка, должны следить за
тем, с кем он играет. Ядовитым друзьям легко пресечь наш творческий рост.
Неудивительно, что самые опасные друзья для нашего
возрождения – те, кто сами попали в творческий тупик. Мы находим выход, а их
это пугает.
Раньше нам казалось, что, оказавшись в тупике, продолжать
называть себя творческим человеком – высокомерная прихоть. Но в
действительности мы следуем своей прихоти, когда отказываемся признать, что
способны творить. И конечно, у такого отказа бывают последствия.
Раньше мы предпочитали ругать себя за высокомерие, вместо
того чтобы скромно попросить о помощи в борьбе со страхом. Мы фантазировали об
искусстве, вместо того чтобы заняться делом. Мы не обращались к Великому
Создателю за творческой помощью, не узнавали его руку в наших произведениях и
благодаря этому продолжали находить оправдания, чтобы не рисковать, не пытаться
реализовать наши творческие способности. Ваши «застопоренные» друзья, скорее
всего, до сих пор радуются этому удобному самообману.
И если им не по душе ваши успехи, значит, они все ещё
расплачиваются за то, что сами не ищут выхода. Очень может быть, что они даже
по-своему наслаждаются этой пыткой творческого безмолвия или все ещё намерены
вызвать сочувствие у других, упиваясь жалостью к себе. А может, их успокаивает
мысль о том, насколько больше они смогли бы сделать, чем те, кто и правда
что-то делает. Все эти модели поведения теперь смертельно опасны для вас.
Не ожидайте бурных оваций от таких друзей, когда они узнают
о вашем творческом возрождении. Так, не стоит ожидать, что верные собутыльники
будут в восторге от вашей трезвости. Как радоваться трезвости тому, кто
предпочитает пить?
Такая новость, скорее, способна расстроить их, ведь вы на
собственном примере докажете, что и они могут выйти из тупика и начать творить
на свой страх и риск, а не оставаться на трибуне, снисходительно поглядывая
сверху на игроков. Остерегайтесь легкого коварства со стороны друзей. Вы просто
не можете сейчас позволить себе прислушиваться к их благим сомнениям, потому
что рискуете разбудить и ваши собственные. Особенно опасайтесь любых разговоров
о том, как вы изменились в последнее время и как стали думать «только о себе».
(Все это лишь попытки вернуть нас в прошлое, чтобы другие, а не мы,
почувствовали себя уютнее.)
На художников, которых покинула муза, очень легко повлиять,
вызывая у них чувство вины. Как только мы покинем ряды наших друзей по
творческому застою, они непроизвольно постараются вселить в нас это чувство и
заставить бросить новые полезные привычки. Важно понять, что время, потраченное
на утренние страницы, – это время контакта между вами и Богом. Вам лучше знать
ответы на ваши вопросы. Начните поддерживать себя – и вы откроете новые
источники оптимизма.
Будьте внимательны, оберегая своего новорожденного
художника. Часто мы оказываемся в тупике, потому что следуем чужим планам.
Желая выделить время на творчество, мы чувствуем, что должны заняться чем-то
ещё. Мы больше внимания уделяем обязанностям перед другими, чем перед собой, и
склонны думать, что такое поведение делает нас хорошими людьми. Как бы не так.
Оно только разочаровывает.
Незаменимая часть заботы о нашем творческом начале – это
забота о самом себе и о внутренней связи с Великим Творцом, через которую и
раскрывается наша способность творить. Пути откроются, стоит лишь довериться
Творцу и начать действовать.
Как я уже говорила, Великий Творец одарил нас творческим
началом, пользуясь которым мы приносим ему ответный дар. Так что не позволяйте
друзьям тратить ваше время попусту.
Действуйте деликатно, но твердо. Лучшее, что вы можете
сделать для друзей, – это послужить им примером, выходя из тупика. Не
позволяйте страху и сомнениям сбить вас с толку.
Довольно скоро вы сможете учить других тому, чему сейчас
учитесь сами, и станете своего рода мостиком, по которому и другие смогут
перейти от сомнений в себе к свободному самовыражению. А пока защищайте вашего
внутреннего художника: не показывайте никому свои утренние страницы, не
рассказывайте, чем занимались на творческом свидании. Очертите все, что связано
с вашим возрождением, магическим кругом неприкосновенности. Подарите себе
доверие к себе. Верьте, что вы на правильном пути. Так оно и есть.
Продвигаясь вперед, вы обнаружите, что начинаете доверять
внутреннему творцу. Что вам уже проще писать, чем не писать, рисовать, чем не
рисовать, и т.д. Вы научитесь наслаждаться процессом творчества и
перестанете нуждаться в контроле над результатом. Вы
узнаете, как это радостно – созидать, когда процесс важнее конечного продукта.
А ваше собственное выздоровление – для других лучший повод
сохранять надежду.
Копирование статьи без разрешения автора запрещено.
Ами, замечательная статья! Всё чётко, всё по полочкам. Меня лично весьма раздражает последняя категория - авторы-молчуны. Поверьте, если вы не отвечаете на комментарии, то вам никто и не будет писать хороших отзывов. А хороший, полновесный комментарий - это такое же творчество, как и ваши работы, только немного меньше по объёму. Спасибо огромное
Амидас, очень важная, актуальная тема. Я думаю, что каждый из нас добавил бы в твой классификатор пару-тройку ярких типов как авторов, так и критиков. Мне вот лично непонятна позиция некоторых авторов, которые считают, что уж их-то произведение обязательно должно быть замечено, прочитано и прокомментировано, но сами не утруждаются: не могут хотя бы пару текстов прочитать и оставить свой комментарий. Чего же тогда они ждут? Какого внимания? Тоже - "обратная связь - вот как этого не понимать - в голове не укладывается... И если ты читаешь что-то и комментируешь, то вправе ждать отзывов, а получается, что некоторые уверены - комментарии - это типа наше дело, а их дело - писать. Но ведь мы тут все равны. И ты, Ами, правильно поставила знак равенства в соотношении "автор = критик". Спасибо за статью.
Прочитала статью - и пошла пытаться отвечать на комментарии. Всегда, почему-то, до ужаса неловко это делать. И комментировать тоже... Но Амидас прекрасно объяснила, зачем это нужно, да и сама чувствовать постепенно начинаю. Спасибо.
Хорошая статья, интересно было почитать и сделать вывод, что я - миролюбивый автор и нежный критик:) Надеюсь, все, кто прочтут статью, сделают какие-либо выводы!:)
Полезная статья с отличной классификацией )) Мне с трудом даются комментарии, но я стараюсь по прочтении их оставлять, особенно, если произведение мне понравилось, потому что не люблю ни молчунов-читателей, ни молчунов-писателей.
Классификатор любой может дополнить - это правда. Но я писала о наиболее встречающихся типов авторов и критиков. Автор=критик - это всегда так, потому что пишущий человек как никто лучше разбирается в процессе создания произведения и в авторских "заскоках". А насчёт того, что все ждут комментариев, а сами ничего не пишут - это бич просто. Я вон вообще на это дело обделённая сроду, поэтому особо уже не волнуюсь по этому поводу, но всё равно обидно порой, что пишешь стараешься, а комментариев нет.
Отличная статья, Ами. Я догадываюсь, что разложила ты по полочкам личный опыт: ведь ты - один из самых видных критиков сайта. Прочитал с удовольствием и совершенно с тобой согласен - на все сто. Каюсь, грешен: не всегда успеваю реагировать на комментарии сразу же. Но всегда стараюсь писать их не пустыми. Потому что обратная связь на комментарии "спасибо" прерывается. А я хочу показать, как мне дорог каждый критик. И эгоистично хочу ещё! И ещё мне тоже вот что не понятно. Если приходит, допустим, автор, на сайт, выкладывает своё творчество и начинает с трепетом ждать, когда кто-нибудь его заметит и прокомментирует. А его ж никто не знает. У народа всегда есть, что почитать любимого и знакомого авторства, и потому автор-новичок получает комментарий очень не скоро, либо рабочий комментарий инквизитора. И тут он тоже недоволен! Ему, оказывается, нужно мнение другого читателя, простого, не на службе. Чего уж проще, казалось бы - всё равно на портале. Почитай фики своего фэндома. Оставь комментарии: всё-таки, единомышленники и ближе, и охотнее пойдут на контакт. Или просто почитай работы, которые удостоились повышенного внимания - интересно же! И не забудь выразить хотя бы свои чувства от прочтения в комментарии: пусть любительском, зато искреннем. Вас увидят. Обязательно. И заинтересуются. А критика - такая критика. Нет никого обаятельнее спокойного и уверенного человека, с юмором относящегося к самому себе.
Да, разложила именно личный опыт, поскольку как на этом ресурсе, так и на других, видела уйму комментаторов и авторов. Каюсь, тоже поначалу на многие отзывы отвечала лишь: "спасибо, всё поправлю". Потом уже решилась давать разъяснения к каким-то своим ошибкам, чтобы объяснить критику почему написала именно так, а не иначе. У кого-то больший опыт, у кого-то лучше грамотность нежели у меня. Я уважаю чужое мнение, но не тогда, когда на меня нападают "агрессивные критики". Их я в расчёт не беру, поскольку их отзывы считаю предвзятыми.
Кстати, хочу замолвить слово за авторов-молчунов ;)) Я очень часто оставляю без ответа некоторые пункты критических замечаний, которые принимаю к сведению. Обычно я на них отвечаю одной фразой "Спасибо за замечания. Поработаю." и в детали уже не вдаюсь по одной причине: просто нет времени писать одну и ту же фразу по поводу каждого замечания. Так что отвечаю подробно только по спорным моментам. Те же моменты, с которыми согласен, опускаю.
А речь ведь идет не только о том, что автор-молчун не отвечает на комментарии к своим фикам. Речь еще и о том, что он не считает нужным писать комментарии к другим произведениям, при этом к своему фанфику почему-то их ждет.
Автор, конечно, имеет право не читать других произведений и не оставлять отзывов, кто ж его заставит? Но в таком случае он точно также имеет право сидеть без комментариев сам и не обижаться за это. А если фик не читан - какие комментарии можно написать? Не зная, в чём суть-то?