Современные сказочники давно уже не воспринимают сказочные
превращения как нечто буквальное. Особенно последователен в этом. отношении Е.
Шварц. У него превращения выглядят больше как иносказание, как намек на
реальную, а вовсе не сказочную действительность. Так, в пьесе "Тень"
(по Андерсену) всплывает сказочный сюжет о царевне-лягушке. Героиня пьесы
утверждает, что это была ее двоюродная тетя. "Рассказывают, что
царевну-лягушку поцеловал человек, который полюбил ее, несмотря на безобразную
наружность. И лягушка от этого превратилась в прекрасную женщину... А на самом
деле тетя моя была прекрасная девушка и она вышла замуж за негодяя, который
только притворялся, что любит ее. И поцелуи его были холодны и так
отвратительны, что прекрасная девушка превратилась в скором времени в холодную
и отвратительную лягушку... Говорят, что такие вещи случаются гораздо чаще, чем
можно предположить"
Как видим, это вовсе не буквальное превращение,
иносказательный смысл его в данном случае подчеркнут, намеренно обнажен.
Использование же сказочных образов в других литературных жанрах еще дальше
уходит от первоначального смысла.
Судьба сказочного мотива превращения может служить своего
рода моделью жизни фантастических образов, рождающихся на основе образов
познавательных, так как они обладают свойством переживать ту мировоззренческую
атмосферу, которая их породила. Так образуется круг образов и мотивов, которые
живут и продолжают "работать" в искусстве, когда уже давно кануло в
вечность мировоззрение, создавшее их и воспринимавшее их как воплощение самой
действительности.
Такой образ, вышедший за пределы верования, Э. В.
Померанцева называет "образом-стандартом": "Корнями своими он
восходит к древним верованиям, однако укреплен и уточнен в представлении
современного человека не мифологическими рассказами, а профессиональным искусством
- литературой и живописью. ...Древние мифологические представления легли в
основу как фольклорных, так и литературных произведений о русалке -
демоническом женском образе. С течением времени сложный фольклорный образ
блекнет, стирается, верование уходит из народного быта. Литературный же образ
русалки, чеканный и выразительный, живет как явление искусства и способствует
жизни этого образа уже не как элемента верования, а как пластического
представления в массовом искусстве, в быту и в речи"30.
Такие образы, переместившиеся за грань веры и не
воспринимаемые в своем буквальном смысле, каждая эпоха и каждый художник вправе
наполнить своим индивидуальным содержанием. А. А. Гаджиев считает, что подобная
склонность к использованию образов старинных легенд, мифов и преданий
органически присуща романтическому типу художественного мышления, поскольку
проблемы современности романтик ставит "во плоти событий и явлений,
которые должны восприниматься читателем как нечто чужое и малоизвестное,
далекое от повседневной окружающей его жизни"31, а для этой цели как
нельзя более подходят ставшие фантастическими образы языческих богов, стихийных
духов и пр.
Однако этим дело не ограничивается. Догадавшись, что мысль
способна создавать нечто в природе не существующее и даже вовсе невозможное,
человек может уже вполне осознанно пользоваться этим свойством своего мышления
и научиться конструировать фантастические образы для развлечения или других,
более благородных целей, вполне понимая при этом их фантастичность.
Пути здесь бывают различные. Это может быть переосмысление и
перестройка образа-стандарта. Так созданы свифтовские гуингнмы; основу их
составляет сказочный образ говорящего животного. Художник - что наблюдается
особенно часто - может пойти по пути овеществления метафоры. Сама по себе
метафора не является фантастикой, но, представленная во плоти, становится ею.
Таким путем созданы градоначальник с фаршированной головой у М. Е.
Салтыкова-Щедрина, пылающее сердце Данко у М. Горького и многие другие образы.
Нередко встречается и сознательная гиперболизация, смещение реальных пропорций,
смешение противоположных начал.
Но вот что характерно. Конструируя такой образ, писатель
невольно ориентируется и опирается на некие заготовки и образы, уже имеющиеся в
ранее созданных системах фантастической образности. Как бы ни был оригинален
вымысел Н. В. Гоголя в повести "Нос", он явно ориентирован на
сказочную традицию; в научную фантастику, например, он не впишется. Повторяем,
принципиально новая образная система в фантастике выковывается только в недрах
познавательного процесса, а не в собственно художественном творчестве. В
искусстве же, во всяком случае, в пределах вторичной художественной условности,
на разные лады варьируются, сочетаются, перемешиваются, переосмысливаются и
перекраиваются уже имеющиеся в запасе образы, идеи, ситуации, созданные
"отлетом фантазии от жизни" (В. И. Ленин) в процессе познания.
И наконец, возможность фантастической условности кроется в
самих способах обработки материала в художественном творчестве, в принципах.
художественной типизации. Всякая предельная концентрация мысли или действия в
изображаемом явлении (ситуации) выводит это явление за грань возможного,
жизненно достоверного, следовательно, создает нечто фантастическое. А без
подобной концентрации мысли, тенденции невозможно само искусство. Вот почему и
писатель-реалист, даже если он может обойтись без языческих богов или сказочных
персонажей, от других форм условной фантастической образности далеко не всегда
отказывается.
Ф. М, Достоевский, вообще предпочитавший предельные
ситуации, прямо сближает понятия "фантастическое" и
"исключительное": "У меня свой особый взгляд на действительность
(в искусстве), и то, что большинство называет фантастическим и исключительным,
для меня составляет самую сущность действительного"32. Как видим, под
фантастикой Ф. М. Достоевский понимает предельную концентрацию сущности
изображаемого явления, которая выводит его за границу жизненного правдоподобия,
как и любое резкое отступление от такого правдоподобия. В этом плане интерес
представляет определение, которое Ф. М. Достоевский дает своей повести
"Кроткая".
Писатель назвал произведение "фантастическим" и
счел нужным пояснить, какой смысл вложил он в это слово, поскольку содержание
повести, по словам писателя, "в высшей степени" реально. Фантастичным
писатель называет "прием стенографа", т. е. как бы документальную
запись беспорядочных мыслей человека, находящегося в смятении и пытающегося
разобраться в происшедшем. Далее Ф. М. Достоевский ссылается и на В. Гюго,
который в одном из своих произведений "допустил еще большую
неправдоподобность, предположив, что приговоренный к казни может (и имеет
время) вести записки не только в последний день свой, но даже в последний час и
буквально в последнюю минуту"33. Однако без этой невозможной, а
следовательно, фантастической (в понимании Ф. М. Достоевского) ситуации не было
бы и самого произведения.
Одним словом, возможность и даже неизбежность фантастики,
являющейся частью вторичной художественной условности, коренится в самой
специфике искусства и художественного творчества.
Копирование статьи без разрешения автора запрещено.
Отличная статья! А ведь внимание действительно – на каждом углу кричат "найди бету", а на деле вообще-то нужна гамма. Лично я вообще раньше воспринимала бету и гамму обязательно как одного человека, и, я уверена, многие сейчас думают также. Авторы привыкли, что роль гаммы всегда выполняют читатели, поэтому они не задумываются о гамме, как о еще одном человеке, работающим над фанфиком. Везде в шапках мелькают беты, а графа "гамма" пустует. А вот в статье ясно и понятно расписано, что гамма иногда даже нужнее беты, и что "ляпы", которые не исправляются гаммой, хуже, чем обычные ошибки. Спасибо, Серпи, за такую замечательную статью!
О, наконец-то нам пролили свет на роль гаммы в фанфикшене. А то столько разных мнений наслушалась, что голова кругом идёт... Но на подсознательном уровне я всегда понимала, что гамма - это очень важная и порой незаменимая персона. "отсутствие запятой читатель еще может снести (и никогда не поздно её поставить), а вот обилие ляпов в содержании – вряд ли" - отличная фраза. Статья просто замечательная, всё подробнейшим образом пояснено и разжевано. Осталось только эту самую гамму отыскать, да. Кстати, гамма же вполне может быть и бетой. Как тогда такого человека в шапке указывать? Кстати, пошла-ка я свои шапки чуток подправлю. Змейса, спасибо тебе огромное за статью. =)
А меж тем это не так уж и смешно. Иногда без гаммы просто невозможно обойтись. Имею такой горький опыт. Поэтому я всегда бегу со своими рукописями к Дракону.
Ага) просто знаю людей, которые рабают в команде, именно в команде. Больше двух человек. А вообще, гамма как мне кажется зверь довольно редкий. Хватать и не отпускать, если увидишь)
Сколько пишу, как не было у меня беты, так и нет (есть друзья - реальные и виртуальные, которые тоже реальные, только в другом измерении - которые советуют -помогают. В каком-то смысле бета, но не совсем. Но почему-то ужасно неловко просить лишний раз о помощи!), как не было гаммы, так нет и не будет. На самом деле, искренне завидую людям, которые работают с бетой- гаммой. С другой стороны, это и большая ответственность. Нужно любить своиих бет-гамм, холить и лелеять - они тратят время на чужие тексты из человеколюбия, любви к литературе вообще или к фандому в частности. Зачастую все это люди одаренные, которые сами могли бы писать порой лучше, чем альфа... так что любите своих бет-гамм, товарищи фикрайтеры! Да и работать так веселее. Поспешила отправить комментарий. Спасибо, Серпи, за статью! С удовольствием прочитала. Я-то с этой стороны фикрайтерство и не знаю) мои беты - гаммы, те, кто замечает ошибки, чаще всего, остаются неизвестными широкой общественности. Но я всем очень благодарна. Работать в тандеме так и не научилась. А втроем - так тем более.
Наличие гаммы помогает автору избежать ошибок и дыр в сюжете. Но кроме этого гамма – это еще и первый читатель. Очень важно, чтобы он, направляя автора, не уводил его за собой. Автор должен найти баланс между собственным мнением и советами гаммы.
В идеале гамма должен быть на стороне автора, вдохновлять его на дальнейший труд и самосовершенствование. Мне очень повезло с гаммой )) Мой муж –первый и самый любимый читатель, корректор и критик… А может он просто любит меня и поэтому читает все, что я напишу?!
На самом деле спасибо за статью. Я могу сказать - очень болезненно отношусь, когда меня тыкают в смысловые ляпы (некоторые люди уже знают об этом). Сама я боюсь просить помощи - мне тупо страшно, да и не хочется кого-то нагружать. мне вечно кажется что я кого-то этим напрягу, а я дико не люблю этого делать. На самом деле гамма - это всё-таки в какой-то степени соавтор, да гамма не влияет на общий смысл и идею текста, но всё-таки порой правки, которые следует вносить могут очень серьёзно сказаться на содержании всего текста и, как следствия - сюжета. Он может повернуться в немного другую сторону или вообще уйти от первоначальной задумки Мне трудно работать в команде в основном из-за того, что никогда не пишу планов по написанию того или иного произведения. Сюжет у меня развивается по ходу воображения, персонажи категорически не слушаются меня, творят что хотят. А гамме всё-таки надо знать хотя бы приблизительно, что будет дальше и кратко - сюжет. А когда он меняется через каждые два дня, то это - архисложно.
Не знаю, у меня всегда в голове несколько сцен крутятся - я не представляю с чего всё начнётся и чем всё закончится. Я лишь знаю, что мне надо провести линию сюжета именно к этим моментам, а там уже и сюжет оформиться. понимаешь, я даже изначально сюжетную линию-то не знаю)))
С другой стороны, гамма может помочь запланировать что-то грандиозное, к чему всё действие должно вырулить главе так к тридцатой))) - кульминацию и развязку-то нужно всё-таки держать в голове, а не "как кривая вывезет".