фанфики,фанфикшн
Главная :: Поиск :: Регистрация
Меню сайта
Поиск фанфиков
Новые фанфики
  Ей всего 13 18+ | Глава1 начало
  Наёмник Бога | Глава 1. Встреча
  Солнце над Чертополохом
  Мечты о лете | Глава 1. О встрече
  Shaman King. Перезагрузка | Ukfdf Знакомство с Йо Асакурой
  Только ты | You must
  Тише, любовь, помедленнее | Часть I. Вслед за мечтой
  Безумные будни в Египтусе | Глава 1
  I hate you
  Последнее письмо | I
  Сады дурмана | Новые приключения Джирайи:Прибытие
  Endless Winter. Прогноз погоды - столетняя метель | Глава 1. Начало конца
  Лепестки на волнах | Часть первая. Путь домой
  Лепестки на волнах | Часть первая. Путь домой. Пролог
  Between Angels And Demons | What Have You Done
Чат
Текущее время на сайте: 10:34

Статистика

Антикафе Жучки-Паучки на Соколе
fifi.ru - агрегатор парфюмерии №1
Интернет магазин парфюмерии
Главная » Статьи о фанфикшене
 К вопросу о фантастике



                                                                                          



Фантастика многолика, и в искусстве она играет самые различные роли. Но одновременно она и едина, потому что подчиняется общему для всех ее разновидностей закону образотворчества. Ведь о чем бы она ни повествовала, какие бы причудливые образы и с какой бы целью ни создавала, в основании всех ее созданий лежит общий механизм - тот принцип обобщения знаний о мире, который М. Бахтин назвал "древнейшим типом" образного мышления, "гротескный тип образности (т. е. метод построения образов)"

Понятия "фантастика" и "гротеск" явно находятся в тесном родстве. Многие признаки гротеска, выделяемые современными исследователями, обнаруживаются и в фантастике. И принципиальный алогизм, и ощущение странного, "перевернутого" мира, и способность схватывать и выявлять основные противоречия действительности, суть явления - все это исследователи современной фантастики воспринимают как ее видовые признаки, а исследователи гротеска - как характерные его черты (Ю. Манн).

Более того. Исследователь фантастики пишет, что гротеск "нашел широкое применение в фантастике", и считает, что гротеск в XVIII в. "закрепляется как основной метод фантастики"54. А исследователь гротеска воспринимает фантастику и преувеличение, к которым гротеск "широко прибегает", как одно из составляющих гротеска и утверждает, что фантастика "характерна для гротеска"55.

Отношения фантастики и гротеска не так просты, как может показаться. С одной стороны, и в литературе прошлых веков, и в современной можно назвать произведения, для которых определения-характеристики "фантастика" и "гротеск" являются по сути дела взаимозаменяющими, а термины "фантастический образ" и "гротескный образ" оказываются синонимичными. Это относится и к романам Ф. Рабле и Д. Свифта, и к "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина, и к повести Н. В. Гоголя "Нос". С другой стороны, "Возвращение со звезд" С. Лема или "Туманность Андромеды" И. Ефремова вполне подходят под рубрику "фантастический роман", но гротескным романом их, конечно, не назовешь. В научной фантастике XX в. мир предстает не пересозданным, а как бы продолженным в своих возможностях. В таких произведениях нет как будто ничего, напоминающего гротеск, и может показаться, что пути гротеска и научной фантастики разошлись. Не случайно в подавляющем большинстве работ о современной научной фантастике гротеск даже не упоминается.

И все же у фантастики и гротеска общие корни, единая основа. Отличие фантастики и гротеска, на наш взгляд, состоит прежде всего в том, что для понимания фантастики определяющее значение приобретает гносеологический момент - отношения веры и неверия, для гротеска он оказывается несущественным. Но когда речь идет об эстетической сущности, о роли фантастики и гротеска в искусстве и о психологических их основах, тут их родство несомненно.

Возможно, что для литературного гротеска последних веков, ставшего уже вполне осознанным принципом создания художественных образов, и не являются главными, определяющими те признаки, которые выделил в гротеске Гегель смешение различных областей природы, безмерность в преувеличениях и умножение отдельных органов. Наверное, можно спорить, является ли основой гротеска карикатура, "чрезмерное преувеличение" или "совмещение резких контрастов", или же весь секрет в алогизме, странности и абсурдности самого жизненного материала, избираемого гротеском56. Но, если говорить о "технологии", о первоэлементах гротеска, то Гегель здесь не ошибся: и с фантастикой, и с гротеском непременно связано представление о некоей деформации действительности, о пересоздании ее воображением.

И древние мифы свидетельствуют, что человек мыслил гротескно и "фантастически" задолго до того, как появилось собственно искусство: гротескно было оборотническое сознание, основой которого являлось смешение разных областей природы, гротескно было мышление древнего грека, создавшего чудовищ и великанов (в том числе кентавров и многоруких гекатонхейров), прежде чем мир упорядочился гармонией и родились очеловеченные боги; гротескна была и фантазия древних индусов, придумавших многоруких богов и тысячеголового дракона. Из того же семейства гротескных образов вышли и многоголовый дракон Тифон в греческой мифологии, и библейский Левиафан, и семиглавый змей Лотан в угаритских легендах о Ваале, и трехглавый змей русских сказок.

Разумеется, эта гротескность мышления была неосознанной, и гротеск выделяется как сознательный принцип творчества в исторически довольно поздние времена. Во всяком случае, в искусстве средних веков и Возрождения гротеск еще неотделим от других форм художественной образности, "четко не противопоставлен другим способам типизации"57.

Но самая эта неосознанность гротеска, в формах которого человек начал осваивать окружающий мир, заставляет предположить, что в гротескном типе мышления воплотились какие-то важные, глубинные, может быть, определяющие черты человеческого интеллекта. Связь гротеска с общими принципами работы человеческой фантазии отмечает Ю. Кагарлицкий58. Возможности фантазии вовсе не безграничны, и психологи четко определили, на что она способна: "...комбинирование отдельных элементов ("агглютинация" - склеивание), преувеличение или преуменьшение отдельных сторон действительности, объединение сходного в различном или разъединение реально единого"59. Вся работа воображения базируется на этих, в сущности, не столь уж сложные мысленных операциях.

Таковы психологические основы любого пересоздания действительности воображением и мыслью человека, и они являются общими и едиными как для фантастики, так и для гротеска.

При работе фантазии, какой бы материал ни осваивался и ни обрабатывался мыслью, эти механизмы включаются автоматически, без участия разумной воли человека. Потому неосознанным является и ранний гротеск, еще не принадлежавший всецело искусству. Он одновременно был и "неосознанной фантастикой".

Таким образом, в гротеске выразились основные творческие возможности фантазии, человеческого интеллекта и наиболее концентрированно выражена устремленность человеческого сознания не к отражению только, а и пересозданию мира: смешение, преувеличение (или преуменьшение), умножение (или уменьшение) его элементов. В гротескном и фантастическом образе мир предстает не таким, каков он на самом деле, а переделанным, пересозданным воображением человека. Здесь кроется секрет удивительного единства всех видов и форм фантастики. В этом смысле фантастикой мы называем и мифологический образ, хотя для его создателей он вовсе не казался фантастическим, и заведомую художественную условность - в основе и того, и другого лежит намеренное или неосознанное гротескное преображение мира.

Но чем же все-таки объяснить, что в искусстве есть фантастические произведения, которые настолько приближаются к гротеску, что практически сливаются с ним ("Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле), и есть такие, что, по видимости, не имеют с ним ничего общего ("Сердце Змеи" И. Ефремова, например)?




Копирование статьи без разрешения автора запрещено.



Раздел: Статьи о фанфикшене | Добавил (а): Эллениэль (05.12.2012) | Просмотров: 2669

7 случайных статей:




Всего комментариев: 14
+1  
1 Aleks-Koyl   (07.12.2012 02:49) [Материал]
Мне казалось, что я опять подняла бурю в стакане воды.
Но потом поняла, Тин, очень хорошо, что ты написал эту статью. Мы заботимся не только о наших авторах, но и о наших читателях, которые приходят на Синий Сайт в поисках хорошего чтива. И если и авторы и читатели будут видеть такую заботу это очень хорошо.
Честно и откровенно, я никогда не думала о том, что мои фики можно сплагиатить или стырить, не тот уровень так сказать, но когда увидела, жутко разозлилась. А ведь есть авторы, которые пишут намного лучше, представляю их реакцию.
А то что случилось потом с тем сайтиком, еще раз доказывает, что фикрайтерский мир не так уж неизвестен и мы можем защитить наших авторов и читателей.
Спасибо за статью Тин.
Еще раз приношу всем свои самые искренние извинения.

+2  
2 Aress   (05.12.2012 14:14) [Материал]
Японская бога душу мать! (это не ругательство, это вполне приемлемое выражение, прошу прощения)
У меня воровали тексты неоднократно, и не только тексты, но и просто статьи - публицистику: очерки, эссе, обзоры и описание каких-то приемов. Доворовались до того, что я попросту удалился со множества сайтов со всеми своими интеллектуальными и художественными изысками. Я полгода и на Синий не заходил, потому что разуверился вообще в интернете, как таковом. (Спасибо, Аль уговорил).
И вот статья Тина.
Слушайте, я НИГДЕ и НИКОГДА не встречал такого такого понятного доходчивого объяснения с ссылками на законы и договора, даже с шаблоном обращения, с набором всех необходимых действий для обиженного автора. И идиотом себя чувствую - честно, мне ж самому не мешало все это узнать, но вот как говорится, пока не пнут, камень не полетит.
Тиннад, спасибо за пинок.
Ехх! Не удивлюсь, если твоя статья в пересказе появится на множестве сайтов - и не только по фанфикшену, потому как копирайтеры и пишут только "копирайтерские статьи", а твоя - это уже интеллектуальный труд. Ну как вот его не присвоить? Так что, сообщу, если увижу.
Искреннее спасибо. Я теперь понимаю, как нужно действовать.

0  
3 Thinnad   (05.12.2012 14:50) [Материал]
Спасибо, Аресс.
Если честно, пожинать лавры полного авторства руководства к действию я не могу, поскольку при написании рекомендаций и шаблонов я пользовался в некоторых местах уже готовыми советами законников. Но статья - моя, ага)))) Спасибо за предложение помощи, не откажусь, конечно.

+1  
4 Нера   (05.12.2012 15:26) [Материал]
Первый раз сталкиваюсь с тем, что администрация действительно основательно и грамотно предлагает помощь и поддержку в подобных ситуациях. И за это отдельное огромное вам авторское спасибо.)
Сама я не сталкивалась с плагиатом, но не раз была свидетелем, а иногда и инициатором разбирательств по этому поводу. Хуже всего, наверное, то, что такие люди... не понимают ценность написанной автором работы... Поэтому вдвойне ужасней выглядели приведённые в статье примеры. И тем ценнее оказались грамотные и чёткие советы.
Тин, статья отличная, мерси.)

+1  
5 Demonio   (05.12.2012 15:53) [Материал]
Если Вы хотите легко найти свой фик на просторах интернета и узнать, кто же покусился на Ваше добро, то у нас в разделе "Инструменты для авторов" есть специальная программа Advego Plagiatus.
Вы скачиваете ее на свой компьютер, устанавливаете и можете искать. Работать с этой программой легко: копируете первые несколько предложений туда и нажимаете на глобальную проверку. В итоге Вам выводят где и в каких процентах имеется Ваш фик. Можно так весь текст там пропустить, ведь бывает и такое, что не полностью копируют работу, а лишь берут отдельные предложения.

Если появятся вопросы, пишите мне в личку, все объясню.

+3  
6 Thinnad   (05.12.2012 17:32) [Материал]
Возможно, наша позиция объясняется тем, что администраторы оказались ещё и авторами, да ещё и в какой-то мере прожжёнными идеалистами))))
Сами по себе авторы - сила, и, действуя вместе, мы сможем показать, что безнаказанность ворья - миф самого же опасающегося возмездия ворья.

Кстати, сегодня аниме-соурс уже закрыт)))

0  
7 Thinnad   (05.12.2012 17:34) [Материал]
Спасибо, Деми, я сам давно не пользовался этой программой, но иногда полезно сделать "рейд", иногда узнаёшь много нового)

+1  
8 Ада   (05.12.2012 21:26) [Материал]
Здесь настолько незрима и скользка граница между собственной фантазией и фантазией постороннего лица, что плагиат идеи обнаружить не очень просто, а доказуем лишь при очень больших совпадениях шаблонов идей.
Вот с этим когда сталкиваешься, самое глухое дело.
А вообще ужасно все это и я не понимаю категорически - зачем? То есть я понимаю, но все равно не понимаю.
На каком-то уровне сознания мне сложно для себя это уяснить - для чего воровать чужое творчество.
В любом случае, конечно, хуже всего авторам украденного и неважно - было ли это устранено или нет, неприятно все равно.

0  
9 Thinnad   (07.12.2012 13:07) [Материал]
Ну, для начинающих авторов причина: желание создать что-то лучшее, чем получается, с уверенностью, что никто не заметит)
Для крадущих в коммерческих целях (дл популяризации своего ресурса, для платной регистрации) - понятно, зачем)

А с плагиатом идеи: согласись, есть общие идеи, которые эксплуатируются и эксплуатируются: те же "любовь-ненависть", "отцы и дети" и т.п. И всё равно это не плагиат: тут всё зависит от авторской подачи идеи. Но вот если идея необычна, реально аутентична, то, в случае повтора, и чувствует читатель, что "это уже было".

0  
10 Ayanami   (12.12.2012 19:13) [Материал]
Мало того, что этот бессовестный человек украл фанфики с Фикбука, он еще и нахамил возмутившимся авторам и стла требовать какие-то неведомые "доказательства, нотариально заверенные копии"... Мрак и ужас! У меня несколько знакомых авторов - и вы их знаете - оказались в такой ситуации. Кто-то стал возмущаться, кто-то рукой махнул, но все равно это - ужасное свинство.

Кстати, нигде не встречала подобной реакции администрации. Все просто пожимают плечами. Так что, Тиннад, Вы уникальны в самом хорошем смысле этого слова! smile

Сама я не пишу, но больно видеть, когда воруют работы любимых фикрайтеров.

Спасибо огромное за статью!

0  
Не спорю, обидно когда твой фанф, который ты придумывала долгое время вот-так взяли и спионерили. А вот, как обстоят дела с названиями? Был прецедент с моим фанфом: наткнулась на полностью идентичное название фанфа, с теми же персонажами. Было крайне обидно,ведь он находился на одном сайте с моим, хоть и написан позже.

0  
12 Vorobei   (13.12.2012 14:27) [Материал]
Я не побоюсь сказать, что это лучшая статья о плагиате, которую я когда-либо читала. Написано, с каким-то толи надрывом, толи… не смогу объяснить, но когда читаешь, чувствуешь настроение Автора. Волей – неволей внутри зарождается чувству протеста и злобы на всех плагиаторов. И да, я тоже понимаю, и в то же время, не понимаю этих людей не имеющих самоуважения. Как можно выдавать чужой труд за свой?! Сразу приходит на ум один мультик, где девочка на школьный конкурс стихов взяла и переписала эти стихи из книги, выиграла оно в итоге приз, как лучший поэт. Вот только смотреть на этот приз – статуэтку, она не могла, и выкидывала её и прятала, а приз к ней возвращался и возвращался, заела девочку совесть и пошла она с повинной.
Плагиат – это ужасно и нет ему оправдания, каким бы юным Автор не был. А за статью спасибо, сильно написано.

0  
13 Amidas   (13.12.2012 15:59) [Материал]
Пока что меня миловало такое понятие как плагиат. Может, потому что особо не лазаю по каким-то сайтам и особо в интернете я не "распространена", так сказать. Как-то хотелось разместить свои фанфики на всех сайтах до которых могла дотянуться, а потом как-то сказала, что нафиг мне оно надо, лучше пусть буду на парочке сайтов висеть, не отсвечивая.
Или же я просто этого не видела. Но статья на самом деле замечательная, очень хорошо и чётко написано. И ведь это реально так. даже если написанное произведение - фанфик - это ваше произведение от первой буквы и до последней точки, поэтому не нужно вестись на слова: "Оно же бесплатное, так что ты дергаешься?"
Это моё, чёрт возьми! Я сидела корпела, я придумывала сюжет, я решала как поведут себя герои, даже если их характеры прорисовал за меня кто-то другой. Написано это мной, а не кем-то.

0  
14 _aka_   (23.12.2012 15:24) [Материал]
Оооо... Про плагиат тема больная просто. Сколько моих работ в разных фандомах было сплагиачено - не перечесть. Причем, иной раз с владельцами ресурсов приходилось ругаться, настаивая на удалении работы. Один раз мне даже не верили, что я - автор, хотя, конечно, все было вполне доказуемо...

А вот насчет плагиата идеи... тут имхо, грань очень размытая. Потому что в литературоведении есть такое понятие "интертекстуальность". Вкратце это означает примерно следующее "Все написанные книги есть книги о прочитанных книгах". Т.е. автор, читая (а сейчас и смотря какие-то фильмы, сериалы) интуитивно подхватывает какие-то созвучные линии, сюжетные ходы итп. И потом опять же несознательно может вплести это в свое творчество. А кто-то может обнаружить первоисточник и заявить, что автор плагиатит идею.

Вот, скажем, я недавно столкнулся с мнением, что главный герой моего фантастического ориджа является плагиаченным. Заявка была, конечно, недоказуема и анонимна, но заставила задуматься. Ну да, каким-то типажом для отправной точки я пользовался. Хан Соло и Чубакка, Лаки Старр - Космический рейнджер, Джек Воробей - типажи, которые повлияли на меня очень сильно, можно сказать, вдохновили. Но можно ли назвать это плагиатом? Я бы сказал, что это и есть проявление "интертекстуальности" и даже уже не только в текстах дело... а в общем культурном пласте конца 20-го и начала 21-го века.

Как-то так... Так что фраза "плагиат идеи" мне непонятна. Идею очень сложно определить. Для кого-то она одна, для кого-то другая. А вот "плагиат сюжета" вычленяется очень и очень легко, поскольку сюжет очень просто можно разложить на составляющие. И там уже есть, о чем говорить.

Спасибо за статью! wink

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
С каждого по лайку!
   
Нравится
Личный кабинет

Новые конкурсы
  Итоги блицконкурса «Братья наши меньшие!»
  Братья наши меньшие!
  Итоги путешествия в Волшебный лес
  Итоги сезонной акции «Фанартист сезона»
  Яблоневый Сад. Итоги бала
  Итоги апрельского конкурса «Сказки о Синей планете»
  Итоги игры: «верю/не верю»
Топ фраз на FF
Новое на форуме
  Предложения по улучшению сайта
  Поиск соавтора
  Помощь начинающим авторам
  Все о котЭ
  Рекомендации книг
  Поиск альфы/беты/гаммы
  Книжный алфавит

Total users (no banned):
4956
Объявления
  С 8 марта!
  Добро пожаловать!
  С Новым Годом!
  С праздником "День матери"
  Зимние ролевые игры в Царском шкафу: новый диаложек в Лаборатории Иллюзий
  Новый урок в Художественной Мастерской: "Шепни на ушко"
  День русского языка (Пушкинский день России)

фанфики,фанфикшн