Художественная литература — это особый вид литературы, воздействующий на мировоззрение читателя. Полёт мысли, торжество фантазии. Симбиоз образа и слова — идея, которую автор облачает в прекрасные одежды формы и содержания. Более того, художественная литература — это вид высокого искусства, и на уроках литературы в школе нам отчётливо дают понять: в нём не должно быть ничего лишнего.
Но эта истина живёт в сознании человека только до тех пор, пока ему не попадает в руки томик альтернативной литературы. И мир разделяется пополам. Одна половина, которую воспитывали в лучшем духе классики и романтизма, утверждает: всей ругани, нецензурщине и эпатажному разврату, что присущи «альтернативе» не место, долой их! Вторая половина говорит обратное: уберите натурализм и мат — получится очередной воздушный замок, который будет выглядеть приторно и неестественно.
И что же во всём этом споре, который длится не один год, делать писателю? Как быть, если он жаждет реализма или желает наградить своих героев отвратительным характером? Ведь мат — это всегда эмоции, экспрессия, реакция. И если мат — это часть нашего языка, и в то же время отличный способ воздействовать на читателя, создавая для него меткий и точный образ героя или ситуации, почему же его столь негативно воспринимают?
Всё дело в употреблении. Зачастую новички, вставляя нецензурные слова куда попало, перегибают палку. Сам автор и его герои ругаются так, словно соревнуются в конкурсе «кто кого перематерит», и в результате работа выглядит гадко, отталкивает от себя, вызывая лишь негатив. Чаще всего так поступают подростки, которые наивно полагают, что наличие сурового мата сделает их работу взрослее и серьёзнее, не понимая, что неумелая нецензурщина сразу же занижает уровень их интеллектуального развития в глазах читателя.
Вторая причина, почему к бранным словам относятся столь негативно — это мода на них. Согласитесь, в любом интернет-сообществе или социальной сети вы с лёгкостью можете найти огромное количество страничек, основанных на юморе, сдобренном крепким словечком — или, что хуже, на отсутствии юмора с кучей матерщины. В любом современном фильме, ориентированном на подростковую аудиторию, в практически любой высокорейтинговой телевизионной программе или новомодном компьютерном боевике вы обнаружите зашкаливающее количество брани — и отвратительной пошлости. И поколение, воспитанное современным миром, к сожалению, воспринимает такие вещи всерьёз. Для них мат — это нечто само собой разумеющееся. Вот и насмотревшись на прочно угнездившиеся в вебе ресурсы, это поколение, не окрепшее ещё разумом, но впитывающее в себя информацию, словно губка, впихивает в фанфики то, чему их современное инфопространство и научило.
И когда задаёшь вполне уместный вопрос «почему у вас столько мата», следует вполне объяснимая реакция: автор просто посылает вас в непроходимые места, потому что сам не знает, как обращаться с толстыми словами, к которым нужен тонкий подход. Особо стоит выделить тот факт, что в художественной литературе много примеров, когда знаменитый писатель или поэт использует нецензурные выражения. Те же Пушкин, Маяковский, Солженицын…. Один Есенин чего стоит со своими разбитными стихами. И зачастую мы можем услышать фразу «Пушкин матерился — и я тоже матерюсь!» в ответ на уместное замечание в сторону неумелого автора. Однако и это — не оправдание.
Что же получается? Из вышеперечисленного в общем-то следует, что ситуация неутешительна: матом люди пользоваться не умеют, а учиться его использовать — не хотят. И вроде бы соглашаешься: в художественной литературе нет места нецензурной лексике; как ни крути, а чистота языка дороже проходного слова.
Но ведь это вовсе не так. При должном мастерстве любая брань может «ожить» и заставить читателя утирать слёзы от смеха, если это юмор, и восхищённо качать головой, видя, как литературный герой метко выразился в чью-то сторону. Но как это сделать?
Во-первых и в-главных: мат всегда должен быть уместен. Если вы сомневаетесь, вписывать нехорошее слово в речь героя или нет, не пишите. В любом месте, где без мата можно обойтись — обойдитесь. Не засоряйте текст и не отвлекайте читателя резким словом: сделаете только хуже своей работе.
Ниже следует прекрасный пример того, как без мата можно сделать персонажа весьма и весьма харизматичным:
« - Эй вы, обезьяны... нет, даже "обезьяны" для вас слишком хорошо. Жалкая банда мартышек... За всю свою жизнь я не видел такой толпы маменькиных сынков. Втянуть кишки! Глаза прямо! Я с вами разговариваю! Я невольно втянул живот, хотя и не был уверен, что он обращается ко мне. А он всё говорил, всё хрипел, и я начал забывать о холоде, слушая, как он бушует. Он ни разу не повторился и ни разу не допустил богохульства и непристойности. Однако он умудрился описать наши физические, умственные, моральные и генетические пороки с большой художественной силой и многими подробностями».
- Роберт Хайнлайн, «Звёздный десант».
Во-вторых, продумайте, где именно вы будете вставлять нецензурщину: только в репликах героев или во всём тексте сразу. Никому не понравится, если мат будет повсеместно, но вот если вы зададите крепкими словами характер персонажу и отдельными мазками подкрасите его мысли — это уже совсем другое дело:
«Разочарованно швырнув трубку, Крис опустился на пол и начал надевать ботинки. Мы знакомы шесть лет, подумал Кевин, а он всё так же не умеет шнуровать ботинки стоя. - Сукин сын! Работаешь, как шлюха на проспекте, а зарплата ещё меньше! Блядь! - рявкнул Крис, порвав шнурок. - Дерьмовое утро, дерьмовая работа, дерьмовые шнурки! Ви-Экс вздохнул. «Ну и пизданутый же у меня друг», - подумал он, - «Шесть лет, шесть долбанных лет у меня вянут уши, стоит ему только открыть рот. А если его взбесить – не помогут даже затычки…».
- TFWO, «Практикант».
И, конечно же, нецензурные слова отлично подходят для экспрессии чувств любого характера:
«Даже Битл подскочил, вырвавшись из дремоты Дымка. – Изысканное Жёлтое! – заорал он. – Срань Господня! Нам пиздец, Скриббл, детка!»
- Джефф Нун, «Вирт».
«- Нет там никакого значения, - рявкнула Ни-Си. - Просто здоровенное, еби его в душу, дерево! А ты - тупая сука. Сбросить бы тебя вниз, и конец».
- Суэнвик Майкл, «Вакуумные цветы».
Однако если повествование ведётся от первого лица, то будет совершенно справедливо, если вы вставите мат не только в речь рассказчика, но и в сам текст:
«Но я охочусь за питбулем; я хочу, чтобы он набросился на своего хозяина, хочу разрушить трогательные отношения между человеком и животным, отстрелив последнему яички. Надеюсь, что у этого пидорбуля яйца побольше, чем у того тупого ротвейлера, которого я подстрелил намедни. Я попал этому здоровиле прямо в морду, и что же вы думаете, жалкий ублюдок набросился на своего шибанутого хозяина в пуховике? Думаете, он «загрыз» его, как сказали бы Вера и Айви из «Улицы коронации»? Как бы не так, он всего-навсего заскулил.»
- Ирвин Уэлш, «На игле».
В третьих, задумайтесь над самими словами, которые вы хотите употребить. Большинство выражений, применяемых в русском языке, выглядят довольно топорно и коротко; к тому же, они окружают нас постоянно, и словом «блядь» уже никого не удивишь. Хочется некоторого словообразования, полёта мысли. Однако подумайте о правдоподобности: матёрый наёмник с автоматом наперевес вряд ли будет материться, как профессор филологического факультета. Это будет выглядеть неестественно. К тому же, зачастую самые ёмкие и короткие слова передают всю суть:
«- Во имя всех святых, что за дерьмо у вас тут творится?!»
- Любой разозлённый сержант.
Следует так же задуматься об иноязычных нецензурных словах или выражениях. Перенос некоторых фраз с английского на русский выглядит ужасно. Приведу пример перевода из компьютерной игры Serious Sam 2:
Оригинальная фраза: «Where’s that bitch… oh, I mean, witch…» Перевод: «Где же эта шлю… ох, я имела в виду, старуха…»
Смысл перевода остаётся тем же, но в какой-то мере «вкусность» игры слов, присущей английскому языку, теряется. И, прежде чем вставлять в текст английские «факи» и «бастарды», хорошенько подумайте, нет ли в нашем языке похожих по смыслу слов.
Нецензурная лексика — явление весьма специфическое, но даже оно должно иметь смысл. Задать атмосферу, отобразить характер персонажа или вызвать у читателя ту эмоцию, которую нужно вам — вот ваша цель, и нецензурные выражения — это неплохой инструмент, но он в любом случае должен быть обоснованным. Бесцельная и бессмысленная брань не понравится читателю, и существенно подмочит репутацию вашей работе.
Что я хотел этим всем сказать? Ненормативная лексика — это часть языковой культуры, и было бы глупо представить себе, что это явление «плохое» или «хорошее». Есть такие произведения, которые теряют всю свою атмосферу без крепких и грубых слов. Не стоит обращаться к классикам: их уже изучили вдоль и поперёк, да и мат со времени их деятельности давно эволюционировал. Я имею в виду такие сильные по духу работы, как «На игле» Ирвина Уэлша или «Вирт Джеффа Нуна, «Вакуумные цветы» Майкла Суэнвика или «Джанки» Уильяма Берроуза; я уже не говорю о таких произведениях Хантера Томпсона, как «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» или «Песни обречённого». Эти писатели вышли за рамки общепринятых литературных правил, и что же мы видим: оказывается, это такое же искусство, не менее яркое, выразительное, влияющее на мировоззрение человека с той же силой, что и классика.
Искусство имеет много обличий. И не все эти обличия — милые и пушистые. Они могут быть грубы и вульгарны, эпатажны и откровенны, но всё это не отменяет того, что прячется за ширмой показной безнравственности, не отменяет правды.
Мат (ма́терный язык, матерная ру́гань, матерщи́на, устаревшее «лая матерная») — наиболее грубая, обсценная разновидность ненормативной лексики в русском и в близких к нему языках. Обсце́нная ле́ксика (от лат. obscenus — «непристойный, распутный, безнравственный», непечатная брань, нецензурные выражения, ненормативная лексика, сквернословие, срамословие) — сегмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие (похабные, непристойные, богомерзкие, вульгарные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.
— Википедия, Свободная энциклопедия.
Копирование статьи без разрешения автора запрещено.
Нивек, спасибо за статью. Своевременно. Правда считаю, что в литературе не стоит практиковать использование подобных выражений. Замечательный пример - цитата из Хайнлайна.Чем не "крепкое" словцо? Правда придумать такие острые выражения надо уметь! С матом попроще, конечно(Но в том-то и неприятность его использования. Не облегчаем ли мы себе труд описания эмоций, не обедняем ли русский язык, заменяя матом? К сожалению, в современном мире действительно многое имеет тенденцию к упрощению. Но так ли это хорошо? Я сотни раз наблюдал, как люди, не способные выразить правильно свои чувства и мысли, заменяли слова матом. А между тем, острое словцо, удачный оборот, ироничное замечание, сарказм в конце концов , задевают за живое сильнее самого отборного мата! Сейчас быстрее и проше стало послать на х.., чем суметь без мата поставить на место. Уходят в небытие словесные баталии,грубеют люди, а с ними и чувства. Не, ребята, не нравится мне это(
Статья нужная. Именно что нужная, потому как работ, в которых присутствует нецензурная лексика, немало. При этом фанфиков, в которых она употребляется "по назначению", гораздо меньше. Насчет необходимости обоснуя согласна полностью. Выходит, обоснуй нужен не только характерам и действиям персонажа, но даже фразочкам, которые нет-нет, да и сорвутся с его языка. Если честно, предпочитаю несколько иную литературу и как читатель мат могу "простить" в двух случаях: если он стоит в речи героя и раскрывает его характер/состояние/воспитание/настроение и т.д., т.е. нецензурная лексика должна "работать" на произведение; и еще если работа написана как ПОВ и речь, опять же, характеризует рассказчика в различных аспектах. По идее, можно с пеной у рта спорить о том, следует ли считать произведения, где много мата, литературой, но факт остается фактом: нецензурная лексика - вещь специфическая и "сильнодействующая", потому и применять ее можно в точно выверенных количествах и к месту. TFWO, спасибо за статью!
По поводу мата. Это искусственное образование. У меня есть несколько примеров. 1) Знакомые моей маман, люди глубоко верующие, читали письма какого-то патриарха, то ли XVI века, то ли XVII, и обнаружили, что в них очень часто упоминаются "бляди". Они посмотрели в примечании. Блядь - обманщик. 2) Знакомый был в Норвегии. Они с друзьями подошли к местному дедку и начали его по-английский спрашивать, где, мол, здесь туалет? Он их слушал-слушал, потом показал пальцем и сказал "Срать!" Так как все были русские, то его очень хорошо поняли. Спасибо за статью. Правда, "жопа есть - а слова нет".
Отличная статья. Все разложено по полочкам. Иногда и правда есть такие места в которые просится матерное слово или какая нибудь скабрезная фразочка. Но всему должно быть место и время. Потому что обилие таких закидонов может испортить самое вкусное произведение. Спасибо за статью.
Сейчас то и дело натыкаюсь на работы, где мат к месту, и не к месту. Вот честно, бесит, когда двенадцатилетняя девочка пишет фанфик, где матов больше, чем всех обычных слов вместе взятых, причем делает это она, чтобы показать, сколько она в свои двенадцать лет матов знает. Хочется выписать ей все эти слова на лбу. Вообще это довольно распространенная проблема - употребление мата там, где не нужно. И не только в литературе, а и в жизни. А ведь если всю жизнь материться, то, когда нужно, и слова нормального не найдешь, чтобы мат заменить. есть у меня один знакомый, которые всё время всех матом кроет, так он без матерных слов вообще сказать ничего не может без всяких "э", "бэ", "это", "ну", "типа" и так далее. В общем, деградируем. Не думаю, что все, кому действительно нужна эта статья, прочитают ее, но зато некоторые более умные Авторы, которые в этой жизни хотят развиваться, примут к сведению. Очень хорошая статья, спасибо большое!!
Спасибо за статью. Действительно очень актуальная тема. Лично я придерживаюсь мнения, что он в литературе вообще не нужен. Ведь можно заменить литературными словами. Конечно мы все фикрайторы и авторы, но кто не желает стать писателем. Вообщем нужно научиться обходиться без мата.
Отличная статья, Нив. У тебя замечательно получилось разложить всё по полочкам и дать дельные советы. Надеюсь, авторы примут к сведению, когда им стоит использовать нецензурщину, а когда лучше воздержаться, ведь статья твоя весьма убедительна. На мой взгляд, мат допустим в литературе, при условии, что несёт в себе "функциональность" (т.е. помогает раскрыть личность персонажа, подчеркнуть ситуацию и т.д.). Отдельный плюс за примеры. Нун, Суэнвик и Хайнлайн действительно мастера своего дела, мат в их произведениях уместен и от него ни чуть не коробит (в отличие от Стокоу, у которого явный перебор).
Обилие беспричинного изобилия нецензурной брани раздражает (другое дело, что понятие "изобилия" у всех разное))). В моей семье при наличии двух дедов военных в принципе никто никогда не употреблял матерных слов . Зато могли прибить вполне литературным выражением один раз и надолго. Так что наличие мата - не показатель "богатства языка", скорее, обратного явления. Ведь к непечатному слову человек зачастую прибегает в момент крайнего раздражения, от безысходности, поскольку других слов уже нет, и "чтобы полегчало". Но ведь есть огромная категория людей, которые матом разговаривают, не вкладывая никаких отрицательных эмоций, просто наполняя речь некими словами. Едешь в автобусе, рядом стоит группа гастарбайтеров и беседуют на своем языке. Напротив стоит группа отечественных "арбайтеров" и тоже говорят, причем мат составляет 80% речи. Разница - только в том, что второй иностранный язык мне понятен, хотя я на нем и не говорю. Разумеется, если литератор захочет описать жизнь, быт, обиход людей из этой среды, ему придется отображать на письме все особенности речи, тут мата никак не избежишь. Когда же в фанфике пятнадцатилетней школьницы дева, рыцарь, гном и единорог общаются на этом диалекте, обсуждая свои сказочно-фэнтезийые события и пейзажи, становится скучно до вывиха челюсти от зевания. Я понимаю, для начинающей авторессы мат - показатель принадлежности к "взрослому" миру и некоей "правды жизни", а может, она вообще его не вылавливает в речи (и вот это уже жутковато). Но как же это скучно-то, когда совсем не в тему... В общем, соглашусь с Ширли - выписываю, как яд - в аптечных дозах.
Нецензурщина нецензурщине рознь. Я порой употребляю в своих произведениях нецензурную брань, но только в одном случае - когда разговаривают персонажи. Согласитесь, когда человек раздражён или сильно напуган, в общем когда он на эмоциях и надо решительно действовать, как-то не до литературного облика. Если на меня полетит какая-то шутка, я не буду говорить: "Ааааа, летит что-то!", я крикну: "Бл.!" и брошусь в сторону. Я думаю так сделает любой человек. Поэтому с одной стороны да, надо сохранять литературную речь, но я не считаю, что мат - это такой уж бич. Главное - использовать его с умом и к месту, а не постоянно. Потому что если человек реально пишет из раздела кто кого перематерит - автор или герой, я это читать не буду.
Как ни печально, но в разговорной речи мат моя проблема, которую я с попеременным успехом пытаюсь искоренить. Я не говорю им, конечно, но раздражает меня что-то постоянно, срываюсь я легко и часто, а тут уж...понеслась душа в рай, что называется. Нецензурщину в литературе неприемлимой не считаю, но границы знать определенно нужно. Вообще проблема затронута актуальная, для фикрайтеров тем более (особенно пишущих ПОВ). Избавиться от мата в написанном тексте все же проще, чем от него же в разговорной речи - слово оно вылетело и обратно его не заберешь, текст же автор перечитывает, исправляет, а следовательно весь мусор не так уж сложно выловить. Хотя не так уж редко натыкаешься на такие фики, которые автор за пять минут накропал и, простите, выплюнул на читателя. Там, конечно, ничему не удивишься. И все это очень грустно. Хотелось бы, чтоб побольше авторов этим грешащих прочитали данную статью и задумались. Спасибо большое, TFWO, за то, что поднял эту тему.
А я вот про те случаи, когда мат уместен и вроде как без него нельзя. Меня вот удручает однообразие матерных слов. В основном это б... и нах... и все. Ну еще - писец в истинном звучании. А ведь таких выражений очень много: и слов, и уникальных словосочетаний. Чего ж так убого-то? Экспериментируйте! Соединяйте б... и п...; в... и на... хороши так же в разных вариантах ж+ х, ё + с
Ну а если серьезно, я вот у А. Белянина встречал вместо матов выражения типа "ёма-ема", и это было смешно, передавало характер и очень-очень понятно))).
Спасибо большое за интересную статью. Лично мне она была очень полезна, у меня проблема с матом, как в жизни, так и в текстах. Нет, я не могу сказать, что постоянно пользуюсь крепким словцом, само собой, что смотря, где и с кем, но все-таки, именно этот момент я часто переношу и на своих героев. Отсюда такая позиция в литературе: я не против мата, но естественно все в меру. Например, есть такой автор: Чарльз Буковски, он использует мат в своих произведениях в огромных количествах, и именно прочтя парочку его книг, я пришла к выводу, что ушки у меня вянут - перебор. Однако когда мат присутствует в меру, то есть не отталкивает, именно в литературе, где главный жанр повседневность я за. Потому как бы там не было сложно представить нашу жизнь без мата, даже если не ругаешься ты, то все равно периодически слышишь это от других. Но вот если брать фэнтези, я совершенно не представляю такое произведение с матом, для меня он там все испортит. Нев, еще раз, повторюсь: очень полезная статья, ты прям, попал в самое яблочко с этой темой. Спасибо.
Спасибо большое за статью, Нив! Она очень полезна не только для начинающих фикрайтеров, но и для старичков. Вот буквально недавно наткнулась на один фик (я тебе показывала его) и это же жесть. Автор просто не умеет применять нецензурную лексику в своем тексте. Она выглядит там совершенно неуместно. А до этого, где-то в то время, когда я была еще редом, на глаза мне попался один фик, в котором, наверное, только пять слов из ста были литературными, остальное же - мат. И это был драббл. Это было настолько противно читать, что словами не передать. Поэтому я очень надеюсь, что твою статью прочтут очень многие авторы, а еще лучше распечатают и на стену повесят, чтобы каждый раз сверяться с ней при написание своих шедевров с применением нецензурной лексики. Еще раз спасибо.
Вообще, мат нужно использовать, "как чувствуешь". Обычно я стараюсь обходиться без некультурщины, но когда уж очень хочется пихнуть — не брезгую. Так что с мыслями, изложенными в статье, соглашаюсь
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]