А разве бывает платный фанфикшен? – спросите Вы.
Разве бывает так, что за фанфик нужно кому то платить? И можно ли фикрайтеру извлечь прибыль из написания фанфика? Кто является истинным хозяином такого произведения – его автор, или правообладатель канона, указанный в дисклеймере?
Разве можно, соблюдая
авторское право, зарабатывать деньги написанием фанфиков?
Заглянем в историю.
Фанфикшен, как таковой, зародился очень давно – ещё в начале двадцатого века, и был по тем временам исключительно коммерческим. Всё началось с небезызвестного писателя
Роберта Говарда, автора и создателя
Конана-варвара. Персонаж настолько полюбился публике, что многие люди начали писать свои произведения с героями эпопеи. Работы энтузиастов присылались в издательства, но, к сожалению, их публикация могла быть отнесена к плагиату, поскольку и издательства, и писатели могли получать прибыль от продажи этих книг только в случае отказа от соблюдения авторских прав и перечисления прибыли правообладателю.
Только лишь после смерти создателя Конана в свет вышли книги по этому фэндому таких авторов, как
Роберт Асприн,
Пол Андерсон,
Стив Перри и многих других. Сейчас этих книг насчитывают около полусотни томов различного авторства. Таков один из первых примеров коммерческого фанфикшена.
На сегодняшний день некоммерческий фанфикшен набрал огромную популярность, но, несмотря на это, некоторым авторам всё же удаётся извлекать из написания фанфиков прибыль. Как это происходит, спросите Вы?
Фанфики являются своего рода читательским признанием того или иного произведения: книги, сериала, фильма, музыки. Ведь если люди пишут по образовавшемуся фэндому, высказывают свои мысли, выявляют подробности того или иного момента, строят альтернативные варианты событий, придумывают иные концовки... – перечислять можно бесконечно, – значит, произведение интересно и востребовано. Согласитесь, любому автору польстит, что его произведение не оставило равнодушным и натолкнуло на обсуждения и создание чего-то нового, а так же на взгляд на авторскую идею "под другим углом".
Приведу пример. В 2007 году состоялась премьера фильма "Мгла", снятого по повести
Стивена Кинга"Туман". Фильмы, снятые по мотивам книг, тоже считаются фанфикшеном, поскольку не являются чистой экранизацией. В такие фильмы вставляются сценки, которых нет в каноне, или же удаляются такие, которые наличествуют. Главное ведь - передать идею. В данном случае немаловажным оказалось то, что в фильме была изменена концовка. Повесть заканчивается совершенно иначе, нежели её экранизация. НО... Сам Стивен Кинг сказал: "Новая концовка просто потрясающая! И такая пугающая! Зрители вряд ли будут готовы к такому!" ©
Другое видение сюжетной линии можно отнести к жанру AU, если воспользоваться терминами из фанфикшена. В приведенном примере произведение-фанфик, к тому же, оказалось коммерчески выгодным, поскольку за просмотр брались деньги, что и понятно. То есть, часть прибыли была, конечно же, перечислена правообладателю, но правильная организация позволила заработать на таком фанфике и остальным участникам создания фильма.
Ещё один способ коммерциализировать написание фанфиков — участвовать в авторских конкурсах. Некоторые авторы раз в несколько лет проводят тематические конкурсы фанфиков по своим произведениям. Самые удачные и получившие наибольшее признание отправляются в издательство и публикуются в специальных сборниках. То есть авторы канона сами позволяют фикрайтеру заработать, признавая смежное авторское право.
Но что делать тем авторам, чьи произведения не идут в издательства? Показать миру своё творчество помогает гениальное изобретение человечества - интернет. Всевозможные ресурсы и сайты пестрят различными фанфиками по фильмам, сериалам, книгам и музыке.
Очень удобным является то, что все эти произведения можно прочесть бесплатно, точно так же, как и опубликовать. Проблема заключается в том, что фанфики пишут очень многие люди, зачастую не имеющие к этому таланта, и, бывает, случается так, что, знакомясь с фанфиками, читатели портят впечатление о каноническом произведении. Такое случается сплошь и рядом, но стоит упомянуть, что попадаются и по-настоящему хорошие вещи, которые почитать приятно и интересно.
Сейчас авторы, которые не претендуют на коммерческую выгоду от своего фанфика, обязательно ставят в его описании так называемый "дисклеймер". Дисклеймер означает отказ от всех прав на персонажей и мир, в котором обитают каноничные герои. Признавая оригинальное авторское право, автор фанфика, прежде всего, защищает себя от нападок и обвинений в плагиате (некоторые писатели бывают очень ревнивы к своим героям и вполне могут подать в суд за использование их образов). Не менее важно и то, что, таким образом, фикрайтер отказывается и от прибыли, которая может быть извлечена, если его труд будет опубликован.
Фанфикшн - официально признанный литературный жанр. Но, несмотря на это, становясь фикрайтером, вы не можете, – да и не имеете права – самостоятельно использовать придуманную Вами историю с целью извлечения выгоды. Поскольку описываемый Вами мир и персонажи Вашей собственностью не являются.