Вот и закончилась последняя серия аниме. Либо последняя глава книги. Вы с упоением внимали, гадали, чем же всё закончится и втайне надеялись, что авторская фантазия превзойдёт ожидания и заставит в полной мере насладиться произведением, что будут найдены ответы на вопросы, что добро/зло (в зависимости от предпочтений) победит, и что можно будет ещё несколько дней ходить, как чумному, и прокручивать в голове такую гладенькую, вкусную, завершённую работу. И вот свершилось, наконец-то! Вот он, завершающий аккорд! И тишина... Вы, в принципе,
почти в восторге: отличная игра актеров, прекрасная рисовка, замысловатый и интригующий сюжет... Только есть одно «но»: Вы разочарованы... Вам не понравился финал, и Вы, тихо ругаясь в глубине души, или даже открыто швыряя тапки в стенку, категорически протестуете против такого «слитого» окончания.
Несколько последующих дней Вы будете ходить, как не в себе, не понимая: «Почему же так несправедлив этот мир, я ведь рассчитывал на совершенно иную развязку сюжета, надеялся, что все будет по-другому, и вообще у меня столько идей и предположений на этот счет…»
Вот она, поворотная точка, с которой обычные зритель или читатель могут превратиться из пассивного потребителя в активного создателя миров, фикрайтера! На Вас снисходит озарение «Точно!», на лице появляется улыбка, а в глазах загорается огонек азарта. «А не написать ли мне, как всё было
на самом деле?».
Вы сразу же садитесь за стол, достаете листок бумаги, включаете компьютер, берете карандаш в руки, или открываете текстовый редактор и начинаете ваять свое творение. А идеи фонтанируют! Что будет с главным героем дальше? А с главным злодеем? А что случится на свадьбе главной героини? И кто получит корону? Кем станет главный герой после школы? Что ожидает его дома после путешествия? Одно тянет за собой другое, и вот Вы уже полностью в работе, страница следует за страницей, Вы возвращаетесь, дописываете и переписываете куски сюжета и чувствуете себя причастным к написанию великой вещи. Спустя некоторое время Вы понимаете, что не впишетесь в размер драббл, мини или даже миди: этого слишком мало для вашего потока творчества, и вот уже Ваш опус тянет на полноценный макси.
А вот теперь у меня вопрос к самим читателям: А как часто кто-то из вас задумывался над написанием чего-то масштабного, грандиозного: такого, как макси-фанфик?
Я думаю, что абсолютное большинство авторов ответят, мол, да, задумывались, и только лишь процентов двадцать действительно брались за воплощение этой идеи в жизнь. А все почему? Отговорок может быть множество: «У меня не получится, макси – это слишком круто для меня», или же, наоборот, «идей уйма, а как выложить свои мысли на бумагу, чтоб всё было понятно – не знаю», «это же сколько времени надо! Года два, не меньше» и многое другое. Думаю, каждый хоть раз использовал эти отговорки, убеждая, скорее, самого себя.
Как же все-таки решиться написать макси-фанфик? Да не просто, ради галочки, а чтобы это была хорошая, интересная работа, чтоб захватывала читателя с первых строк и до самого конца, заставляла буквально считать дни, когда же выйдет новая глава.
Для этого нужно, прежде всего, убрать своё собственное табу на написание работ привычных размеров. Драбблы и виньетки — это прекрасно, но отрастить крылья и не покинуть гнезда — неразумно. А макси-работа — это своеобразное путешествие: возможно, нелёгкое, но и увлекательное. Сделав первый шаг, вы будете захвачены очарованием дороги, и, окончив странствие, будете гордиться собой и вспоминать приключения.
История появления каждого фанфика уникальна. Одни рождаются от души, другие – пишутся за деньги профессионалами, третьи слагаются годами, а некоторые пишутся на едином порыве. Поэтому универсального рецепта написания макси-фанфиков нет.
Но, отправляясь в путешествие написания такого фанфика, нужно, прежде всего, как и перед реальным путешествием, предусмотреть и спланировать несколько моментов, и, конечно же, правильно собрать багаж, чтоб не пришлось уже в дороге импровизировать при помощи того, что есть.
Необходимость первая: выбираем реальность. Ну конечно же, желательно представлять себе, куда именно вы направитесь, решившись на путешествие. Если Вы пишете фанфик по какому-то фандому, это удобно тем, что мир, его реалии, логика, персонажи и детали уже прописаны: есть, от чего отталкиваться. То есть Вам необходимо всего лишь запастись «картой»: то есть, вооружиться каноном, отметить для себя ключевые моменты на выбранном Вами пути. А вот написать ориджинал – задача посложнее. Этот мир придётся сочинить Вам самим. И не факт, что Вы не столкнётесь на пути с неожиданностями. Здесь Вам придётся обзавестись черновиками, портретами,
характеристиками героев; неплохо бы прописать географию арены действия. Естественности придадут упоминания флоры, фауны, техники, оружия, отсылки к историческим событиям и особая манера речи персонажей.
Необходимость вторая: выбираем тему. Конечно же, нужно определить, каким образом Вы собираетесь путешествовать: идти с рюкзаком неспешным шагом, любуясь красотами, прогуливаться налегке, посещая по дороге ночные клубы и злачные места, мчаться в поезде, по дороге ведя беседы со случайными попутчиками, или оседлаете верблюда, собираясь в одиночку пересечь пустыню. А, может быть, в поисках сокровищ, Вы не против будете исследовать джунгли или затерянные в океане острова? На какую тематику писать, это уже полностью ваше решение: Вы и сценарист, и режиссер, и оператор. Но если Вы собрались писать сложное и интересное произведение, то неплохо сначала набросать его синопсис. То есть, Вы должны представлять себе начало, конец, общую идею и канву повествования. Необязательно потом писать произведение сразу от начала и до конца: можно прописать ключевые сцены, а потом соединять их, размещая на общем «скелете» сюжета и дописывая связи. Можно даже неожиданно для самого себя собрать макси-фик из Ваших уже опубликованных драбблов по любимому фэндому, «вживив» их в общий, глобальный сюжет.
Для того, чтоб подхлестнуть вдохновение и воображение, можно любоваться красивыми пейзажами, посетить тематическую картинную галерею, послушать музыку. Можно читать изумительные книги или пересматривать по несколько раз любимые фильмы. Сопереживание – двигатель творчества.
Необходимость третья: выбираем жанр. Прежде чем отправляться в путь, нужно выбрать, на какого рода путешествие Вы рассчитываете. Будет это загородная прогулка на велосипедах и в панамках, настоящее сафари, романтическое турне на яхте или полное лишений покорение полюса.
Прежде чем приступить к написанию фанфика, обдумайте, в каком жанре Вы будете его писать.
В одном фанфике может быть несколько жанров. В макси — тем более. То же самое покорение полюса не отменяет любви во льдах, а турне на яхте может быть разбавлено нападением пиратов или одиннадцатью годами лишений на необитаемом острове.
И не факт, что путешествие будет именно таким, как вы рассчитывали, а запланированный жанр вдруг не изменится, следуя наитию автора. Хотя иметь приблизительное представление о наличии любовных линий или экшна, всё-таки, стоит.
Необходимость четвёртая: снабжаем сюжет фишечками Вряд ли рассказ о путешествии должен быть похож на сухой отчёт о человеко-часах и количестве встреченных по дороге пней. Хорошее повествование включает в себя маленькие истории неизвестных людей, упоминание о вкусе экзотических блюд и байки о счастливом избавлении от нападения гигантских гусениц-мутантов. Желательно, чтобы реалии Вашего мира были описаны не только не вводящими в уныние своей длительностью и частотой блоками, но и давали представление читателю об арене действий, манере походки Главного Злодея, тембре голоса свежеперекинувшегося верфольфа и т.д. Нужно стремиться к тому, чтобы минимумом слов можно было достичь эффекта присутствия читателя на месте действия. Естественно, шуточки, забавные выражения и игра слов приветствуются в любом опусе. А уж неожиданные повороты сюжета делают честь любому автору.
Необходимость пятая: не забываем важное Как неприятно неожиданно обнаружить в дороге, что вы забыли взять с собой свежее бельё, расчёску или кошелёк! Непредусмотрительность может испортить любой вояж.
Аналогично тому, что есть набор необходимых в дороге вещей, существует и список необходимых для произведения условий, без которых любой фанфик будет безнадёжно испорчен.
Конечно же, это: стиль, грамотность, логика повествования, и — обязательно! — текст должен иметь динамику, сюжет. Не затягивайте с развязками. Если Главный Злодей уже четыре раза чудом спасался от Главного Героя (или наоборот), то автор может спокойно рассчитывать, что Пятый Подвиг останется неохваченным заскучавшим читателем. Подкармливайте поклонников! И пусть их сердца обливаются кровью, а души дрожат в предвкушении развязки. Лучше придумать новый поворот сюжета, чем «мозолить» затянувшимся разрешением проблемы. Под этим «затягиванием» можно подразумевать и битву на три главы, и ловлю рыбы на четыре, и любовную сценку на восемь глав. Меняйте сцены действия, не ждите читательского воя!
И ни в коем случае не оставляйте работу неоконченной!
Необходимость шестая: шаг за шагом Если уж вы твердо решились осуществить задуманное и больше не откладывать идею в ящик, то Вам полезно будет выработать в себе привычку отводить на написание каждый день определённое время. Подобно тому, как спортсмен бегает не только, когда хочет, а обязательно и каждый день, так писателю и художнику нужно тренировать «творческие мускулы». Многие полностью полагаются на вдохновение и ждут его, как наипервейшего условия для творения, забывая о том, что Муза любит тех, кто сможет нести её на руках. Если нет свежих идей для «горения», всегда можно выписывать технические детали, связующие цепочки сюжета, работать с канонами и справочниками.
Спустя полчаса после начала работы Вы обнаруживаете себя увлечённо строчащими новую главу, а Музу — прямо за своим плечом, улыбающуюся и страшно довольную.
Желание забросить свой «неудавшийся» фанфик макси, рано или поздно возникает у всех, и даже в самом начале работы. На первых порах Вы радуетесь самому процессу воплощения: идеям, новым сюжетным сценам, которые возникают у Вас в голове, даже если вы просто сидите на паре, или на работе. И как только появляется свободная минутка, вы сразу же выкладываете все на бумагу, в тетрадь, блокнот и даже на салфетку, если она оказалась под рукой. Эндорфины, гормоны радости, вырабатываются активно, и вы получаете колоссальное удовольствие от того, чем занимаетесь. А вот далее идет привыкание. К этому времени Вы уже должны научиться писать каждый день понемногу, а заранее составленный приблизительный план и прописанные кусочки сюжета поспособствуют тому, чтобы разжечь в Вас искру энтузиазма и позволить завершить сюжет достойно.
Конечно, прекрасной мотивацией служат комментарии читателей, но это уже
совсем другая история.
Эти советы не могут гарантировать, что Вы сможете написать макси-фанфик. Но учитывая их, когда, наконец, решитесь покорить эту вершину, Вы сможете избежать некоторых ошибок неподготовленного автора.
И пусть Ваше путешествие будет необыкновенным!
Огромное спасибо Царю-батюшке Тину, за помощь, без которого, эта статья не вышла бы в свет.