В этой статье я постараюсь рассказать, как убить персонажа. Оговорюсь сразу: я не стану давать практических советов, так как убийство зависит от множества факторов (жанр, рейтинг, предпочтения автора, сюжетная линия и т.д.), а лишь намечу опорные точки.
Во многом сценка убийства сходна по описаниям со сценкой секса. И требует от автора точно такой же решимости и вдохновения. Далеко не сразу фикрайтер может решиться на подобный шаг и далеко не каждый может описать сценку смерти вкусно и не шаблонно. Сложнее всего убить своего персонажа. Даже если такое решение идеально в плане ангста, и даже если оно — единственная естественная развязка ситуации, убить героя тяжело. Если же автор себя с этим героем отождествляет — то тяжело вдвойне.
Бывает, конечно, что автор начинает писать рассказ, зная, что его герой умрёт. А бывает, что смерть вырвавшегося из-под авторского контроля персонажа становится шоком. Бывает, что по сюжету труп или убийство просто необходимы. А бывает, что автор убийством избавляется от неудобных переменных.
О чём бы вы ни писали, обязательно соблюдайте причинно-следственную связь.
«Причина» состоит из следующих частей: - Цель - Конфликт - Катастрофа. «Следствие» состоит из: - Реакции - Дилеммы - Решения.
При этом вы не должны забывать о мотивации и рациональности. Вне зависимости от рейтинга вы должны определиться, для чего вы убиваете своего персонажа, какие цели преследуете, что несёт в себе эта сюжетная линия, какие чувства вы хотите пробудить в читателе? Убийство – это очень серьёзный шаг, даже если в вашем фанфике оно ненаказуемо, это не значит, что герои могут убивать друг друга направо и налево. Даже маньяки руководствуются какими-то своими принципами, которые, в свою очередь, имеют причину. И пусть даже вы пишите фэнтезийный ориджинал, смерть в любом случае должна быть правдоподобной, а это значит, что вы должны учитывать анатомию, психологию, иногда даже культурные особенности. Психически здоровые персонажи не убивают несчастных просто от того, что они — злодеи. Даже матёрые негодяи получают от убийства выгоду, взвешивают поступки и стараются предвидеть последствия. Даже чистые духом паладины убивают нечисть, руководствуясь чёткими принципами.
Не стоит так же забывать и о реакции окружающих. Убийцей, несомненно, движут какие-то чувства и эмоции, но и окружение убитого редко остаётся безучастным. Помните, что смерть по природе своей – страшное явление, и убийство – далеко не развлечение, а, скорее, жестокая необходимость, поэтому даже самые матёрые воины в глубине души страшатся быть убитыми или потерять близкого человека. Впрочем, если по ходу действия окружающие воспринимают смерть равнодушно, жанр такого произведения начинает отходить от драмы, превращаясь в дарк. А если сам убийца не осознаёт убийства, то жанр может перерасти из депрессивного ангста в самую настоящую трагедию.
Теперь давайте определимся с рейтингом. В рейтингах от G до R обилие крови не приветствуется. Впрочем, в R кровь и страдания присутствуют, но без особо красочных подробностей. Раз уж взялись описывать смерть персонажа в G-рейтинговом произведении – забудьте о подробностях, вам придётся завуалировать их, иначе получится несоответствие. В дезфиках рейтинга до R упор делается на переживания персонажей. То есть, на их чувства, мировосприятие. Смерть предстаёт перед нами своей поэтичной стороной. А вот в NC-17 и NC-21 есть, где развернуться. Персонажа можно убивать долго и со вкусом. Сам по себе рейтинг подразумевает упоминание физиологических подробностей и потому в дэзфиках рейтинга выше R вполне допустимо живописать хирургические подробности или рабочие моменты палача во всей своей непривычной для непосвящённого красе.
О выборе оружия скажу немного: оно должно соответствовать выбранной эпохе. Достаточно странно будет выглядеть убийство, совершённое в Средневековье из мушкета. Особенно будьте аккуратны, уничтожая героя ядами, радиационным или бактериологическим оружием: нужно хорошо представлять симптомы и последствия воздействия такого оружия. С ядами вообще нужно быть осторожными: они вступают в химические реакции с некоторыми веществами и могут не подействовать, либо дать совсем другой эффект. Самый надёжный вариант – отравить цианидом: смерть гарантирована быстрая, но очень мучительная (правда, при проведении судмедэкспертизы цианид легко обнаруживается). С огнестрельным и колюще-режущим оружием тоже нужно соблюдать достоверность: если в героя попала мелкокалиберная пуля, она не может оставить рану размером с кулак; после ранения двуручным мечом небольшим порезом не отделаешься.
Непосредственно смерть. Легче всего описать смерть по естественным причинам – выбрали причину, выписали симптомы из медицинской энциклопедии. Но это не интересно, так ведь? Запомните: правдоподобие – наше всё. А если пишите нечто высокорейтинговое, то не стоит избегать и натурализма. Увы, иногда ради зрелищности правдоподобность приносят в жертву.
Часто встречается штамп, когда персонажа пытают, а он стоически переносит процесс, не проронив ни звука. И что автор хотел продемонстрировать этим? Стойкость и высокий болевой порог своего героя? В полной мере он продемонстрировал лишь отсутствие умения описывать реалистично, а так же незнание анатомии. Меж тем, у героя должны кровоточить не только раны, но и течь слёзы и сопли.
Или любят авторы такой момент, когда кровь убиенного персонажа заливает всё – и жертву, и убийцу, и стены с потолком заодно. Очевидно, они насмотрелись фильмов в духе «Убить Билла» и не знают, что в человеческом организме крови литров этак пять, и этого количества маловато, чтобы устроить зрелищный фонтан, хотя выльется её достаточно, чтобы испачкать пространство вокруг тела (и убийцу в том числе).
А ещё любят авторы своим героям в висок стрелять, а потом описывать аккуратненькие ранки и струйки крови. И их не смущает, что на самом деле выстрелом разнесёт полголовы (особенно, если выстрел произведён из крупнокалиберного), так как оружие имеет отдачу, а пуля имеет немалую скорость и энергию, вылетая из дула. И стоит учитывать, что, находясь близко к цели, энергия и скорость снаряда не успевают рассеяться и в полной мере передаются в мишень, следствием чего является не «аккуратная дырочка в виске», а разлетевшиеся мозги и осколки черепа.
Не у всех есть родственник или знакомый-медик, который мог бы проконсультировать, что с героем станется после получения той или иной травмы/ранения. Поэтому держите под рукой медицинский справочник или хотя бы учебник анатомии. А ещё можно обратиться за помощью в какое-либо сообщество вопросов-ответов – там вам либо дадут ссылки на нужный материал, либо кратко проконсультируют. Но не нужно ставить диагноз от лица автора: пусть это сделает персонаж-медик, но лучше обойтись и без этого, если вы не уверены в своих медицинских познаниях.
Старайтесь избегать шаблонных ошибок:
· например, вены не режут поперёк, а повешенный выглядит совсем не эстетично; · кровь при пулевых ранениях идёт обильно, но не быстрым потоком, если у вас фонтан кровищи – пуля оказалась разрывной, а если после ранения кровь не идёт, значит, кровотечение внутреннее, если же кровь откашливается, это означает либо повреждения пищевода, либо – легких; · сознание от кровопотери теряется достаточно быстро, этому могут предшествовать судороги, затруднение дыхания, галлюцинации; · если персонажа ранили в разгар боя, он может ничего не почувствовать и на рану не обратить внимания, пока не упадет (из-за адреналина) – эффект берсерка; · колотые раны загнаиваются очень быстро, если ещё и теряется чувствительность – дело дрянь.
Ещё любят упоминать о том, как тело бьётся в предсмертных судорогах. Открываем «Большую медицинскую энциклопедию» (том второй) или справочник патологоанатома (находим главу о терминальных состояниях), читаем: «Судороги. Также являются проявлениями агонии и продолжаются короткое время (несколько секунд). Происходит спазм как скелетной, так и гладкой мускулатуры. По этой причине практически всегда смерть сопровождается непроизвольными мочеиспусканием, дефекацией и семяизвержением. В отличие от некоторых заболеваний, сопровождающихся судорогами, при наступлении смерти судороги несильные и неярко выраженные». Там же находим, что начинается всё с агонального дыхания – частое прерывистое, часто сопровождаемое хрипами и пеной изо рта. И вот тогда начинаются уже процитированные судороги. После смерти в результате судорог зрачки максимально расширяются.
И, наконец, самый раздражающий момент: монологи умирающего персонажа. Если вы хотите, чтобы ваш персонаж успел передать какие-либо тайные знания, признаться в чём-то или огласить внезапно снизошедшую на него истину, сделайте это до убийства. Поверьте, смертельно раненым он это вряд ли сможет сделать: возможно, он мгновенно скончается от описанных вами повреждений или впадёт в болевой шок – в этом состоянии тоже не разговаривают. Но даже если и нет, то ему просто больно, понимаете? Вряд ли он сможет посвятить кого-то в тайны с застрявшей пулей в лёгком, харкая кровью. В крайнем случае можете описать его мысли, эмоции, но они не могут быть чёткими, наверняка это будут путанные образы. И любят некоторые упомянуть, что умирая, персонаж думал «лишь о ней/нём». О да, конечно, а вот об ужасной боли они подумать забывают. Или мысли о предмете обожания обладают анестезирующим эффектом?
И прошу, пусть другие персонажи не спрашивают смертельно раненого героя о его самочувствии: избитый приём из голливудских киношек, выглядит идиотски, так же, как и фраза «не умирай!», если персонаж держит свои кишки в руках.
А теперь немного поговорим о самоубийствах. Прежде чем толкать своего персонажа на такой поступок, убедитесь, что есть возможность его совершить. Кроме того, нужна не только сила воли, чтоб решиться, но и физическая сила (допустим, чтобы нанести раны нужной глубины). А так же обязательно нужно учитывать его характер, социальное положение, воспитание, менталитет. Например, военный вешаться не будет, так как подобной смерти предавали преступников, также мужчины в большинстве своём не режут вены (исключение – эмо-бои). Кроме того, есть ритуальные акты самоубийства (сэппуку, самосожжение, полный отказ от пищи и т.д.) – это сразу выделит ваш текст из массы однотипных. Хотите, чтоб персонаж умер красиво? Лучше отравите его (желательно не таблетками, иначе есть шанс, что несчастный захлебнётся собственной рвотой), утопите, порежьте вены (уж так и быть), но не нужно стрелять ему в висок (мозги на стенах нисколько не эстетичны), не сбрасывайте с небоскрёба и не вешайте (у повешенных, как правило, расслабляется сфинктер – оно вам надо? Да и на лице персонажа не будет скорбного выражения – высунутый язык испортит всю картину). Сделайте акцент не на материально-сенсорном восприятии, а не эмоционально-чувственном. Вашему персонажу желательны ещё и теоретические знания (например, как правильно петлю затянуть). И помните о боли. Любой процесс умирания сопряжён с мучениями.
Если уж пишите NC, не стесняйтесь! Но помните, что фантазия фантазией, а правдоподобность на первом месте. Так что если ударили персонажа топором по голове, описанием царапинки вы не отделаетесь (кстати, раны на голове, даже не глубокие, сильно кровоточат).
Итог: - помните о причинно-следственной связи; - определитесь, для чего вам нужна смерть персонажа; - старайтесь описывать правдоподобно, для этого заглядывайте хотя бы в учебник анатомии; - избегайте шаблонных «неправильных» описаний (пресловутое резанье вен поперёк и длинные монологи).
С любовью, Росс
Копирование статьи без разрешения автора запрещено.
Очень нужная, содержательная статья. Смерть персонажа всегда вызывает бурю эмоций и у писателя и у читателя, но лишь в том случае. если она действительно описана правдоподобно. Мне, как начинающему автору, она очень пригодиться. Большое спасибо, Автор, за столь исчерпывающий материал.
Да, да. Росс. Спасибо за статейку, немного почерпнула для себя. В некоторых рассказах йуйных авторов встречался такой приём из голливудских блокбастеров. Они меня даже в фильмах смешили. Вот лежит человек у него весь живот разворочен, рука оторвана, подбегает девочка и спрашивает: "С тобой всё в порядке? Нет, он просто переживает, что дома утюг забыл выключить. Поэтому я фильмы ужасов и не смотрю, потому что меня там порой на дикий ржачь пробивает. Я своих персонажей на самом деле если и пытаюсь убить, то делаю это достаточно быстро, правда разбавляю соответствующими описаниями. Если конечно ситуация требует могу прибегнуть и к пыткам, но это не всегда. Спасибо за статью. Очень полезная.
Ами, вот честно признаюсь, меня всегда удивлял этот странный киношный приём - казалось, ведь взрослые люди снимают, должны понимать... Откуда такой штамп? Именно поэтому я тоже ужасы не смотрю. Вообще, в идеале нужно поступать именно так, как ты. Но йуные аффтары же не ищут уместных решений...
Когда-то в Голливуде был принят закон о так называемых "чистых" убийствах. Не знаю, соблюдается ли он сейчас. Но кино все же не литература. Меня, например, очень раздражает, когда войну показывают "чистенькой", или оружие вообще действует не так, как надо бы. Той же шпагой можно сделать царапину, а можно и убить за 5 секунд. Статья очень интересная, а главное - полезная. Прием "причина-следствие" вообще должен соблюдаться всегда. А еще я солидарен с мыслью - зачем автор убивает своего героя. Вот очень часто "обоснуй" в таких случаях и рядом не ночевал. Самый распространенный способ - случайная смерть. И понятно, что только автору "удобен" уход героя в мир иной.
Очень интересно изложены основные ошибки авторов при описании сцены смерти. Очень важно, чтобы автор уделял внимания построению всей сцены, а не только самого процесса убийства (или другого варианта лишения жизни). Нужно правильно описать эмоциональное состояние всех действующих лиц, но и не переборщить с эмоциями.
Монологи умирающего действительно выглядят крайне нелепо. Понятно почему про них сочиняют анекдоты )
Спасибо за отзыв. Мне кажется, большинство авторов пытаются не просто убрать лишних персонажей, а ещё и продемонстрировать свою крутость. Особенно для юных авторов характерна позиция "я не школьница, я безжалостный убийца".
RossomahaaR , статья великолепна!!! Никогда в жизни не убивала своих героев))) Но вот уже скоро собираюсь сделать убийцей героя, и читая Вашу статью, осознала сколько же я еще всего не знаю. Мне понравилось, что Вы разобрали всё, каждую мелочь. Затронули: и обоснуй, и правдоподобие, и пояснили, как умирают, и про физиологию не забыли, и даже самоубийства упомянули. Супер, у меня прям слов нет! Шикарнейшая статья) Я не просто возьму её на вооружение - это теперь моя библия смерти героев))) Спасибо Вам огромнейшее)))
Росс, на редкость нужная статья, хотя бы потому что правила орфографии легко найти, а дельный совет как разделать тушку любимого героя - далеко не.
Мне понравилось замечание, что авторы (особ. юные) склонны кины смотреть, а не книги читать. Если не лень взирать на старый польский отстой, рекомендую "Короткий фильм об убийстве" Кшиштофа Кесьлевского. Вам надолго расхочется кого-нибудь колоть, резать, вешать и т. д. Посыл у фильма хороший и добрый, но на просмотр лучше с пакетиком ходить.