О поэзии и правильном ее написании
Поэзия – это искусство. Она многогранна, точно так же, как и бриллиант.
Поэзия - это мысли. Это волнение и любовь, страдания и разлуки.
Поэзия – это картина образов. В ней может отражаться вся палитра
чувств, которую испытывает человек. И чувства – это краски, которые
придают стиху особое художественное значение.
Поэзия – она как океан, такая же безбрежная и глубокая.
Она неподвластна правилам, она живет своей жизнью.
Наверняка вы спросите, как же между собою связаны фанфикшн и поэзия? Ответ
прост. Некоторым авторам не удается полностью передать всю гамму чувств через
простую прозу. И тогда они самовыражаются через поэзию.
Поэзия - это не просто голая фантазия, это тоже правда жизни, но переданная
более полно, объемно и аутентично. Поэзия уточняет, а не искажает. Она
высвечивает истину, делая ее выразительнее и резче.
Цель этой статьи – раскрытие основных азов стихосложения. Думаете, это сложно?
Но, как известно, все гениальное на самом деле ужасно просто.
Начнем с самого главного. А именно, с того, что в поэтическом
произведении надо строго придерживаться стихотворного размера.
Стихотворный
размер – это различные комбинации чередования ударных и безударных
гласных звуков, сохраняющиеся на протяжении всего стиха или отдельных его
частей. Если проще, то это ритм. Определив ритм своего стиха, вы должны придерживаться
его до самой последней строки, не сбиваясь с него.
Написав стихотворение, не стоит сразу же выносить его на суд
общественности. Лучше немного выждать — возможно, через несколько дней поэт
сможет увидеть в стихе что-то, что можно исправить, сделав его, таким образом,
лучше. Прочитав его несколько раз для себя вслух, автор может услышать сбои
ритма и подобрать более подходящие слова. Также выявить ритмические сбои можно,
подложив стихи на музыку.
На сегодняшний день стихотворных размеров довольно много.
Мы же рассмотрим только основные, наиболее часто встречающиеся:
Ямб – двудольный размер, с ударением на последнем слоге
в стопе, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой
и т. д. слоги. Например: «Куда глядят мои глаза?..» Как видите,
каждый второй гласный звук находится под ударением. Всего в строке 4 пары - это
означает, что данная строка написана четырехстопным ямбом, то есть одним из
стихотворных размеров (в нашем случае ямбом), повторяющимся на протяжении одной
строки четыре раза.
Хорей - своего рода перевёрнутый ямб. Он тоже состоит
из двух гласных звуков, но под ударением находится первый звук. Например: «Мы
поедем, мы помчимся...» Тоже, как видите, четырёхстопная строка, то есть состоящая
из четырёх стихотворных размеров.
Амфибрахий -трёхзвучный стихотворный размер, с
ударением на втором слоге. Например: «Куда же пропала подруга моя?..» На строке
четыре повторения ритма, один из которых - неполный.
Дактиль — также трехзвучный размер, состоит из
одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов. Например: «я за тобою
пойду...» Как видите, в приведённой строчке всего три повтора стихотворного
ритма, причём третий повтор - неполный, что вполне допустимо. В силлабо-тоническом
стихосложении ей соответствует стопа из одного ударного слога и
двух безударных за ним.
Анапест - трёхзвучный стихотворный размер, под
ударением в котором находится каждый третий гласный звук. Например: «Натопи ты
мне баньку по-белому...» В строке четыре ритма, последний из которых неполный.
Во-вторых, необходимо обратить внимание на не менее важный
признак поэзии — структуру строф. На сегодняшний день наиболее распространённые
строфы - это перекрёстная и параллельная. Оба они состоят из четырёх строк.
Строфа -
это определённая часть стихотворной конструкции, состоящая из определённого
числа строк, зарифмованных в том или ином порядке.
В перекрестной первая строфа рифмуется с третьей, а вторая –
с четвертой. В параллельной наоборот, первая со второй, а третья с четвёртой.
Из определения нам уже ясно, что строфа не может
существовать без рифмы. Именно благодаря ей строки объединяются в строфы, и
восприятие стихотворения читателем облегчается. Рифма в каждом стихотворении
должна быть уникальной, а не кочевать из одного произведения в другое. Важно
помнить, что в произведениях каждого поэта должна быть своя изюминка.
Постарайтесь найти свою. Если не получается найти созвучие, стройте фразу
иначе, пишите строку заново, меняйте местами. Просто думайте — и рифма найдется
сама собой.
Также особое внимание автор при написании стихотворения
должен уделять использованию художественных выразительно-изобразительных
средств, таких, к примеру, как сравнения и эпитеты, ассонансы и инверсии. Они
способствуют наиболее живописной передаче образов явлений и событий,
характеров героев и их действий. Надеюсь, терминологию этих и еще многих других
приемов вам объяснять не нужно, в школе на уроках русской литературы вам
должны были дать определенные знания насчет них. Но для тех, кто не знает, я в
особо сжатом формате расскажу вам про наиболее часто встречающиеся приемы.
Эпитет – это обыкновенное определение предмета, действия,
процесса, события и т.д. Грамматически эпитет чаще всего представляет собой
прилагательное, однако в его качестве могут использоваться и другие части речи,
например, числительные, существительные и даже глаголы. В зависимости от
расположения эпитеты разделяют на препозиционные, постпозиционные и
дислокационные.
Сравнение - используют для того, чтобы наиболее характерно
раскрыть свойства предмета или процесса через аналогичные качества другого
предмета или процесса. Ну, надеюсь, про сравнение все знают.
Тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном
смысле. Благодаря тропам, вы можете вызвать у читателя определенные ассоциации
и более горячую эмоциональную реакцию.
Метафоры – это наиболее распространенный вид тропов. Когда
предметы, фигурирующие в стихотворении схожи, с помощью этого приема вы можете
присвоить свойство, присущее одному предмету - другому.
Аллегория – это то же самое, что и метафора, но наиболее в
развернутой форме. Поясню. Если при использовании метафоры можно использовать
только одно наиболее выразительное слово, то в аллегории могут использоваться
целые конструкции или предложения.
Олицетворение - используется для перенесения на
неодушевленный предмет признаков одушевленного.
Аллитерация - главная суть сего приема заключается в
повторении одного или ряда согласных звуков на небольшом речевом участке.
Ассонанс – противопоставление аллитерации, повторяются
гласные звуки на небольшом речевом участке.
Инверсия – это использование необычных порядков слов, как
бы хаотичных. В стихотворении инверсии должны быть верно выделенными
определенным интонационным оттенком.
Про умолчания, восклицания, антитезы, гиперболы и повторы
пропущу. По-моему, и так ясно, в чем заключается суть этих приемов.
Не будем забывать и о своей лексике. Довольно часто поэты
применяют междометия для того, чтобы выдержать ритм стиха — лучше этого не
делать. Перестроить всю строку или даже строфу, потратить лишнее время на то,
чтобы найти более точный оборот, в любом случае будет предпочтительнее. Тем
более, что слова-паразиты, проскакивающие время от времени в тексте стиха,
«режут» слух, отвлекают внимание читателя от самого произведения.
В этой статье я постарался рассказать вам про самые важные
правила стихосложения. Конечно, есть еще и другие факторы, которые играют
немаловажную роль. Но об этом уже в другой статье.
Ну и в самом конце я хочу вам сказать: в творчестве нет
предела совершенству. Надо просто побольше читать классиков и современных
авторов, вновь и вновь пробовать свои силы в стихосложении, научиться искусно
владеть языком и применять все его богатство в своих произведениях — вот
главные советы, которые можно дать начинающему поэту.
Удачи вам!