Общеизвестно, что во взглядах на мир и возможные формы жизни
и разума во Вселенной писатели-фантасты, вслед за учеными, придерживаются двух
прямо противоположных точек зрения: одни (антропоморфисты), ссылаясь на закон
конвергенции, утверждают, что высшие формы жизни во Вселенной должны быть
близки тем формам, которые сложились на Земле, а разумное существо должно быть,
во всяком случае, человекоподобным; другие (релятивисты), исходя из
бесконечного разнообразия условий во Вселенной, предполагают возможность иных,
не таких, как на Земле, форм жизни и разума. С. Лем, например, считает, что
формы разумной жизни "могут глумиться над нашим воображением". Но
сами-то эти формы мыслятся уже по логике гротеска и даже карнавала, в
частности, по логике "мира наизнанку", сам по себе релятивизм не дает
здесь никаких рекомендаций.
Так, если мы встречаемся в научной фантастике с разумными
существами, не похожими на человека, то они чаще всего напоминают земных пауков
или муравьев. Паукообразные марсиане Г. Уэллса - одни из первых в этом теперь
уже длинном ряду. Ни приматов, ни высокоорганизованных животных мы, как
правило, в такой роли не встретим69. Почему? Да потому, что воображение,
подчиняясь релятивистской логике, невольно ищет конкретные формы жизни и
разума, не похожие на человека, на "расстояниях", как можно более от
человека удаленных. Из живых существ, обитающих на суше, насекомые удалены от
человека куда больше, чем теплокровные птицы и млекопитающие. Вот и разгадка
того странного, на первый взгляд, упорства с каким фантасты превращают наших предполагаемых
братьев по разуму в различного размера насекомых70.
Больше того, в научной фантастике пышно разрослись разумные
растения. Достаточно вспомнить Лиловые цветы К. Саймака ("Все
живое...") или мыслящее растение, живущее миллионы лет, Г. Джайлса
("На Меркурии")71. Тенденция та же - как можно дальше от человека,
чтоб было "наоборот". А Моррисон наделил разумом... обыкновенный куль
с картошкой ("Мешок"). И каким разумом! Человек перед ним выглядит
настоящим несмышленышем. И в "Солярисе" С. Лема - та же логика
обратности: разумом наделяется совсем неразумная стихия - океан, пусть даже и
плазменный.
Но и антропоморфисты не могут избежать этой власти
карнавальной обратности. И. Ефремов был последовательным сторонником
человекоподобного разума: и обитатели Эпсилон Тукана ("Туманность
Андромеды") , и встреченные случайно в космосе жители далекого мира
("Сердце Змеи") похожи на людей и даже прекраснее, гармоничнее их. Но
жители далекой планеты дышат фтором, гибельным для всего живого на Земле, и
купаются в морях всеразъедающей плавиковой кислоты, а земной газ жизни -
кислород - смертельный яд для фторовых людей.
Разумеется, все эти образы научной фантастики , имеют опору
в теориях и гипотезах современной науки, в том числе и фторовые люди И.
Ефремова. Так, ученые предполагают, что, возможно, существуют во Вселенной
планеты с совершенно иной химией, чем на Земле. У нас во всех биохимических
процессах главную роль играют вода и кислород, а на каких-то планетах их место
могут занять азот и аммиак72. Носителями информации могут быть не нуклеиновые
кислоты, а другие молекулы73, основой же живой структуры может быть не углерод,
а кремний или германий. Все это так.
И все же писатель, подбирая газ жизни для своих инопланетян,
руководствовался не только его активностью, удельным весом и прочими
объективными характеристиками. Можно было заставить инопланетян дышать
чем-нибудь сугубо инертным, фантастика вполне с этим примирилась бы. Однако И.
Ефремов, возможна интуитивно, искал газ "поядовитей". Да кроме того,
все эти предположения ученых и привлекают-то фантастов тем, что уже содержат в
себе идею "мира наизнанку", перевернутого, перестроенного в самих
основах своих. Сами эти идеи гротескны и фантастичны, поскольку мышление
ученых, естественно, подчиняется общим законам, и, отправляя свою мысль в
"свободный поиск", ученый автоматически включает в работу уже
известные нам механизмы. "Безумные" идеи в науке создаются по логике
и законам карнавального гротеска" чаще всего по логике карнавальной "обратности".
"Логика обратности" ощущается и в утопии,
поскольку она зачастую изображает мир, построенный по-другому принципу, чем
современный, и даже в технической фантастике. Робот, прочно завоевавший права
гражданства в современной научной фантастике, ведь тоже не что иное, как
"человек наоборот". Таким во многом он предстает и в рассказах А.
Азимова. Та же логика "мира наизнанку" явно ощущается в
многочисленных ныне произведениях и шутливых, и серьезных - о постепенном
наступлении машины на человека и даже о вытеснении человека машиной из целого
ряда общественных институтов. И снова дело не только в том, как современная
наука отвечает на вопрос, "может ли машина мыслить?", и даже не в
том, что по логике технического прогресса человек неизбежно передаст машине
целый ряд административных, управленческих функций, и не в возможных
последствиях таких перемен (а здесь высказываются серьезные опасения74), а и в
том, что все эти дискуссии и научные споры опять-таки объективно заключают в
себе мысль о перевернутом наизнанку вывернутом мире, в котором машина
управляет, а человек подчиняется. И этот мир открывает колоссальные возможности
для карнавальной игры, в которую можно включить всю историю человечества,
начиная от библейского мифа о сотворении Адама.
Стремление вывернуть мир наизнанку, пусть не весь мир, а
лишь одно из его явлений, неизбежно встретим мы и в том случае, когда
отвлеченная мысль, не имеющая реального жизненного прототипа, ищет воплощения в
конкретном чувственном образе. Парадоксальное предположение о возможности
существования мыслящей плесени - лишнее доказательство тому, так же как и
высказанная в научной статье мысль о существах, которые могут манипулировать
языком так же, как мы руками75. И опять поиски образа ведутся на возможно более
далеких рубежах: в первом случае снова разумом наделяется одна из самых
примитивных форм жизни, а во втором - основным рабочим органом оказывается
язык, в то время как у всех народов понятие "болтун" и "любитель
работать языком" издавна были синонимами "бездельника". Не
случайно эти образы (мыслящая плесень и существо, работающее языком) выглядят
вполне фантастическими, ибо созданы они по общим законам, по законам
пересоздающей мир гротескной логики.
Во всех перечисленных выше случаях мы встречаемся со
смешением разных областей природы, разумом наделяется нечто, с нашей точки
зрения, сверхнеразумное, и мир выворачивается наизнанку. Но и другие принципы
гротескной типизации - безмерность преувеличения и умножение - не чужды научной
фантастике.
Напомним в этом плане только одно произведение - роман С.
Лема "Солярис". Серьезность и даже трагизм всего, что там происходит,
не вызывает сомнения, речь идет о встрече человека с иным разумом, о трудности
взаимопонимания. Прямых, явных искажений пропорций, смещений как будто нет
(если не считать соединения разума с неразумной, по земным представлениям,
стихией, о чем уже шла речь). Но как, какими средствами создается пугающее
ощущение необычности ситуации, фантастичности ее?
В отчете Бертона мы находим подробное описание того, что
увидел он во время полета над Океаном. И самый, пожалуй, впечатляющий образ,
рождающий беспокойное чувство несоответствия - ребенок, живой, двигающийся
ребенок, только непомерной величины. Таким, наверное, вышел Гаргантюа из уха
Гаргамелы. Традиционный образ великана (гротескное преувеличение) оказывается
здесь очень важным звеном в образном воплощении идеи Неведомого.
Ощущение почти ирреальной необычности ситуации приходит к
Крису Кельвину в тот момент, когда он видит два совершенно одинаковых платья
Хари - одно принадлежало той Хари, которую он уже отправил в ракете в космос, а
второе - пришедшей или, вернее, посланной Океаном ей на смену. Фантастическая
ситуация создается умножением, бесконечным повторением того, что считается
неповторимым, - человеческой личности.
При ближайшем рассмотрении почти во всех фантастических
образах и гипотезах современной научной фантастики обнаружим мы признаки
гротеска. И художественная экстраполяция, являющаяся едва ли не основным
принципом исследования мира в утопии, романе-предупреждении и технической
фантастике, явно тяготеет к гротескной форме преображения мира76.
Экстраполируя, т. е. продолжая в будущее одну из тенденций современности,
зачастую только едва наметившуюся, писатель-фантаст заставляет ее разрастись,
представляет ее ведущей в будущем мире, определяющей его облик. Что это, как не
гротескная безмерность преувеличения?
На этом преувеличении основан весь метод технического
фантазирования у Жюля Верна - и "Наутилус", и огромная пушка, из
которой его герои отправились на Луну, сконструированы по тем же рецептам.
Подводные лодки, построенные Башнеллом, Фультоном и другими
инженерами-изобретателями, были, как правило, невелики, неудобны, погружались
на небольшую глубину и пробыть под водой могли очень непродолжительное время -
у Жюля Верна эти первые весьма скромные подлодки превращаются в плавучий
подводный дворец. Пушка была хорошо известным техническим военным средством - в
романе Жюля Верна она разрастается, подобно великанам Рабле, и ее приходится
даже зарывать в землю. Все это давно и хорошо известно. Но, как правило,
технические диковины Жюля Верна связывали с законами развития
научно-технической мысли, ищущей новые принципы и в то же время трудно
расстающейся с уже найденным решением. Однако в методе Жюля Верна нам видится и
связь с художественным гротеском: ведь он все-таки создавал не технический
проект, предназначенный к осуществлению, а роман, и его технические чудеса
вместе с тем оставались художественными образами.
Итак, ощущение многоликости и неоднородности современной фантастической
литературы обусловлено тем, что в ней в сложных сочетаниях и взаимодействиях
"работают" три разные группы фантастических образов, сформировавшихся
в разные исторические эпохи на основании разных мировоззренческих систем, и два
различных типа повествования, две разные повествовательные структуры, имеющие
во многом совершенно противоположные свойства. Кроме того, вся фантастическая
литература современности так или иначе соприкасается с вторичной художественной
условностью. В одном случае эта связь очевидна, в другом она почти незаметна,
но в современном искусстве трудно найти серьезное фантастическое произведение,
которое не допускало бы такой условности, иносказания, небуквального прочтения
и расшифровки фантастических образов.
Внутреннее же единство всех форм и структур в фантастике
объясняется тем, что в основе любого фантастического образа или ситуации лежат
те механизмы работы человеческого сознания, которые можно, вслед за М.
Бахтиным, назвать "гротескным методом построения образов".
Копирование статьи без разрешения автора запрещено.
Вот точно! Учиться надо у лучших! Так уж вышло, что лучшие - наши админы.И это закономерно - ведь они просто обязаны быть нам во всём примером! Насчет денежного вознаграждения - я категорическипротив! Мы здесь не копирайтеры,не надо всё опошлять деньгами. Они и так уже во всё, куда ни сунься, встревают. Вот подарки, сделанные руками наших любимых админов, эксклюзивные и именные штучки(что это будет - решать им)самое то будет!
А я тут вспомнила, что мы в детстве на экономике сами деньги рисовали... 10 мишек там всяких, цветочков
Так вот - я бы с удовольствием приняла десять условных единиц, нарисованных руками Администрации))) Дизайн купюр можно разработать - даже пусть они будут в электронном варианте)
Футболку можно не отбирать, а вот стринги с дыркой...
А если серьёзно, то мне нравится твоя идея про самодельный подарок. В деньги (если их сам не рисовал) столько чувств и любви никогда не вложишь, сколько в самодельную открытку, нарисованную от руки (на планшете?).
Мальчики, я конечно все понимаю, но почему ваши работы не могут быть внеконкурсными и выложены в последнюю очередь как завершающий аккорд. И ты и Тин очень хорошо пишите и было бы верхом не справедливости не допускать ваших работ. Пусть они не оцениваются, но для многих они эталон написания. А что касается второго вопроса. То тут решать вам.
Цитирую: "в-третьих, нам тоже хочется получать справедливые отзывы и оценки наших пользователей". Я не хочу писать просто так. Я хочу получать объективные оценки. И я хочу участвовать, а не идти внеконкурса. При чём тут "недопуск"?
Я не разбираюсь в таких вещах. Мне кажется участвовать в конкурсе может любой и не совсем правильно лишать админов права на это, это как-то ну... не знаю, неправильно. И чем сильнее конкуренция, тем лучше. Мне на предыдущем прозаическом конкурсе, наверное, повезло больше, чем кому-либо из судей. Я не знала "почерк" никого из авторов и оценки ставила только как считала, конечно же, руководствуясь своим ИМХО, которое у меня субъективно. Кто-то мог узнать часть авторов и уже тут конечно же было, вероятно, сложнее, хотя я уверена - раз таких судей выбрали, они однозначно объективны, в меру, так сказать, своего понимания текстов. Но все равно мне кажется, админы имеют право участвовать в конкурсе на общих основаниях. По поводу второго вопроса, ничего сказать не могу, меня никогда этот момент не привлекал. Если судить о себе, а о других участниках и потенциальных, наверное они сами скажут, меня больше привлекает возможность публикации в печатном издании, какие порой предоставляют на конкурсах.
Хм, насчёт призовых мест, возможно, вы и правы, т.к. иногда вас тяжеловато переплюнуть в написании фанфиков. Но если вы вообще не будете участвовать в конкурсе, то будет уже немного не то... Куда ж без вас-то? =) Я правильно поняла вообще - участвовать вы будете наравне со всеми, но оценка (после подведения итогов) учитываться не будет? Так-то идея, может, и здравая, но что-то мне не по себе от неё... Можно попробовать в виде эксперимента. Однако, если на то пошло, то у меня к вам никогда подобных претензий не было. Есть, на кого равняться хоть. =)
А о денежном вознаграждении... Для меня деньги это не стимул, я пишу, чтобы народ порадовать. Вот от шоколадки бы не отказалась, да. Или ещё чего вкусного, кролика, скажем. =) Признание и благодарность читателей, они ж важнее, ИМХО. =)
1. - Да участвуйте на здоровье. (Как-то странно, вроде все взрослые люди...) 2. У меня нет уверенности, что это сработает как дополнительный стимул. Хочется достичь новых вершин массовости? Чтоб по сто работ комментить... Я повешусь.
Thinnad. Я по внеконкурсу удалила, увидев, что ты хочешь именно в конкурсе участвовать, это было до твоего последнего коммента, он еще не появился, сорри. Думаю тогда данный вопрос исчерпан. Я за участие администрации, как участник, лично я лишь за то, чтобы участвовали самые сильные авторы.
1) Здесь палка в двух концах. Тин и Аль вы очень хорошо пишете,очень, и конечно может сложится ощущение, что мол не честно. Вы всегда первые и т.д. Но... Кто виноват что вы хорошо пишете? По-моему это уже проблемы тех,кто возмущается или предъявляет такие претензии. Нужно повышать свой уровень остальным значит, чтобы обогнать вас. Как писали так и пишите. Это мое мнение, и я бы хотела дальше видеть ваши работы на конкурсах.
2) Это довольно любопытно... Этот факт очень подстегнет райтеров. Но Алекс права, этот вопрос решать не нам.
Вот мое мнение по двум вышеизложеным проблемам. 1. Я так понимаю конкурсы для всех, а следовательно и принемать в них участие может любой. Вне зависимости от степени админотости. А те кто так пишут... ну может они просто не могут признать свое поражение? 2. думаю нет. Тот кто хочет писать и без денег напишет, а с вводом денежного приза недовольство лишь усилиться, это я вам точно говорю.
Некоторые авторы, ИМХО, и так нервно реагируют на критику. Даже бывает хвалишь, хвалишь, хвалишь, чуть добавишь критики, уже все, у человека негатива полный вагон. Он не виноват, у каждого свои ограничения - плюсы и минусы, и каждому свое, кто-то равнодушен к критике - хотя я таких не видела пока, кто-то переживает, кто-то все это пережил и стал относиться философски. В любом случае, "люди гибнут за металл"... Хотя, должна признать, мне понравилась система судейства тут больше, чем на других форумах и сайтах. Она получается более объективной. Я еще не видела ни одного конкурса за последние месяцы без глобальной склоки и свары. А тут прошел мирно, приятно и воодушевляюще.
Ого как...)) Ну, я попробую, пожалуй, высказать своё мнение по этим вопросам. 1. Однозначно должны. ^^ Нет, ну правда. Если оценивать глубоко объективно: вы отлично пишите, да, с этим не поспоришь... но и не надо. Кто мешает остальным участникам совершенствоваться и писать также? А ещё существует такая штука, как приз зрительских симпатий, и не всегда он зависит от того, заняла работа призовое место или нет. И... м-м, в последних конкурсах были и такие рассказы, которые заработали особые призы совершенно независимо и достойно. На счёт времени и того факта, что вы заранее знаете тему конкурса... На мой субъективный взгляд, как автора - две недели (даже зачастую больше) на написание хорошей работы вполне достаточно. И на написание, и на проверку, и на согласование с бетой/гаммой, если таковая существует... А уж если ещё и не лениться то и в запасе немало останется. 2. Это для стимула вроде как?)) Честно говоря, мне без разницы. Я участвую в конкурсах потому что: а) мне нравятся поднимаемые идеи и шикарные заряды творчества, которые они дают; б) количество комментариев; в) возможность посмотреть на креативность других в рамках одной идеи; г) учёба (вот без шуток за то время, что я провела на СС, научилась стольким полезным вещам...). Как-то так...