Представьте себе библиотеку. Любую библиотеку, в которой вам
приходилось бывать. Полки, полки, полки, уставленные книгами. Каждая из них -
просто пачка бумаги, сброшюрованной и заключенной в переплет. Откроешь ее:
мертвые черные значки - буквы, буквы составляют слова, слова - предложения. Но
стоит только кому-нибудь из нас взять книгу в руки и раскрыть ее, как все
мгновенно меняется. Герои книги словно пробуждаются от сна, расправляют
затекшие мускулы и начинают действовать, говорить, спорить - жить. Они входят с
нами в какие-то отношения. А некоторые из них даже становятся бесконечно
близкими нам людьми, без которых мы уже не можем представить себе своей жизни.
В основе этого чуда - воображение. Не только воображение
писателя, создавшего тот или иной художественный образ, но и воображение
читателя тоже. И вот поэтому-то у каждого читателя - свой Онегин и своя
Татьяна. Своя Наташа Ростова и свой Пьер Безухов. Свой Гамлет и свой Дон-Кихот.
Такова первая, самая простая разгадка того удивительного
явления, с которым мы столкнулись, вглядываясь в такие разные, такие несхожие
портреты Дон-Кихота и Гамлета, нарисованные Белинским и Тургеневым.
Но одного только этого объяснения тут явно недостаточно.
Ведь Татьяна и Онегин, Наташа и Пьер, созданные твоим
воображением, при всем их отличии от той Татьяны и того Онегина, той Наташи и
того Пьера, которых вообразил, представил себе я, - это, наверное, все-таки
образы если и не тождественные, то, во всяком случае, в самой основе своей -
схожие. Гамлет же и Дон-Кихот Тургенева не просто не похожи на Гамлета и
Дон-Кихота Белинского. Эти два Гамлета и два Дон-Кихота, как мы уже выяснили,
друг другу противоположны.
Вернее, противоположно отношение двух выдающихся русских
литераторов к этим двум вечным спутникам человечества. У Белинского
насмешливо-пренебрежительное к Дон-Кихоту и благоговейно-восторженное к
Гамлету, у Тургенева, напротив, - восхищение Дон-Кихотом и нескрываемое
презрение к Гамлету.
Такое резкое, контрастное соотношение симпатий и антипатий к
Дон-Кихоту и Гамлету повторяется из века в век. При этом, в отличие от
Белинского и Тургенева, суждения которых разделены двумя десятилетиями, столь
же противоречивые, взаимоисключающие взгляды нередко высказывались разными
людьми в одно и то же время.
ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
ПЬЕРА ЖАНА БЕРАНЖЕ "БЕЗУМЦЫ"
Оловянных солдатиков строем
По шнурочку равняемся мы.
Чуть из ряда выходят умы:
"Смерть безумцам!" - мы яростно воем;
Поднимаем бессмысленный рев...
Мы преследуем их, убиваем
А потом мавзолей воздвигаем,
Человечества славу прозрев...
Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не сумеет
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!..
По безумным блуждая дорогам,
Нам безумец открыл Новый Свет;
И безумец дал Новый Завет,
А ведь этот безумец был Богом!
Если б завтра земли нашей путь
Осветить наше Солнце забыло
Завтра ж целый бы мир осветила
Мысль безумца какого-нибудь!
Этот гимн во славу Дон-Кихотов всех времен и всех народов
был сочинен в 1833 году. А примерно в то же время другой поэт, живший, правда,
в другой стране - в России, - горестно вздыхал:
ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА "ДУМА"
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно...
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны,
И перед властию - презренные рабы...
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
ИЗ СТИХТВОРЕНИЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
"И СКУЧНО И ГРУСТНО.
Любить?.. но кого же?.. на время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно...
Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг
Такая пустая и глупая шутка...
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. "БЛАГОДАРНОСТЬ
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Все эти стихи без большой натяжки можно представить как
лирическую исповедь Гамлета.
Я нарочно привел строки не из одного, а из нескольких
лермонтовских стихотворений, чтобы у вас не возникла мысль, будто в них выразилось
минутное настроение, связанное с какими-то сугубо личными, интимными
переживаниями и разочарованиями. Когда читаешь эти (да и многие другие) стихи
Лермонтова подряд, одно за другим, не возникает ни малейшего сомнения в том,
что в них выразились определенные общественные настроения.
То же можно сказать и о процитированном выше стихотворении
Беранже. И о других известных нам гимнах во славу Дон-Кихота. (Вспомните
горьковского Данко, горьковского Сокола, горьковского Буревестника. Вспомните
мечтателя-хохла из стихотворения Михаила Светлова "Гренада", который
"хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам
отдать". Ведь это все тоже - Дон Кихоты. И отношение к ним так же менялось
на протяжении десятилетий, как на протяжении столетий менялось отношение к их
общему предку - Дон-Кихоту Сервантеса.)
В общей форме ответ на эту загадку можно сформулировать так:
отношение читателя к тому или иному литературному герою во многом объясняется
причинами социальными.