фанфики,фанфикшн
Главная :: Поиск :: Регистрация
Меню сайта
Поиск фанфиков
Новые фанфики
  Ей всего 13 18+ | Глава1 начало
  Наёмник Бога | Глава 1. Встреча
  Солнце над Чертополохом
  Мечты о лете | Глава 1. О встрече
  Shaman King. Перезагрузка | Ukfdf Знакомство с Йо Асакурой
  Только ты | You must
  Тише, любовь, помедленнее | Часть I. Вслед за мечтой
  Безумные будни в Египтусе | Глава 1
  I hate you
  Последнее письмо | I
  Сады дурмана | Новые приключения Джирайи:Прибытие
  Endless Winter. Прогноз погоды - столетняя метель | Глава 1. Начало конца
  Лепестки на волнах | Часть первая. Путь домой
  Лепестки на волнах | Часть первая. Путь домой. Пролог
  Between Angels And Demons | What Have You Done
Чат
Текущее время на сайте: 10:25

Статистика

Антикафе Жучки-Паучки на Соколе
fifi.ru - агрегатор парфюмерии №1
Интернет магазин парфюмерии
Главная » Статьи о фанфикшене
 Как рождаются идеи



                                                                  

Стремление к преображению действительности в искусстве настолько свойственно романтизму, что многие современные исследователи склонны видеть в таком преобладании пересоздающей тенденции над воссоздающей ("подражание природе") доминантный признак романтического творческого метода28, А это стремление преобразовать, творчески пересоздать мир, улучшить природу на практике, в непосредственной работе художника неизбежно и закономерно приводило к фантастике, поскольку всякое пересоздание действительности воображением таит в себе возможность рождения фантастического образа.

Принцип романтизации мира, пересоздания его по законам воображения, являющийся основой художественного метода романтизма, вытекал из более широкого принципа романтического мышления - из его крайнего субъективизма.

Гегель писал, что в романтическом искусстве мы обретаем "духовное царство, завершенное в себе, душу, внутри себя примиренную", что там "душа находит совпадающую с ней действительность не в этом реальном существовании, а в ней самой"29.

Для Новалиса "только индивидуум интересен"30, а Н. М. Карамзин, был убежден: о чем бы ни писал автор, он пишет "портрет души и сердца своего"31. Ф. Шлегель считал, что "в хороших романах самое лучшее есть не что иное как более или менее замаскированные личные признания автора, результат авторского опыта, квинтэссенция авторской индивидуальности"32.

Однако субъективизм воззрений романтиков выявлялся не только в пристальном интересе к человеческой индивидуальности, к внутреннему миру человека, воплощавшемуся в первую очередь во внутреннем мире поэта, но опять-таки в самих принципах творчества, подхода к действительности. Ведь и в цитированных уже высказываниях А. В. Шлегеля действительность предлагается перерабатывать непременно в соответствии с "законами нашего духа" и со "складом человеческого характера".

Прямым следствием романтического субъективизма была идея свободы художника, творца, столь любимая всеми романтиками. При этом понималась свобода весьма своеобразно - она практически равнялась произволу. Ф. Шлегель так и писал: "Романтическая поэзия... бесконечна и свободна и основным своим законом признает произвол поэта, который не должен подчиняться никакому закону"33. А Л. Тик восторженно говорит о "прекрасном произволе", которым, по его мнению, отличалась древняя немецкая поэзия34. И этот поэтический произвол распространяется не только на искусственно сконструированные законы творчества и требования вкуса, которые романтик не признает и не считает для себя сколько-нибудь обязательными, но и на самую действительность. Так, романтический субъективизм порождает уже отмеченный нами доминантный творческий принцип романтизма - стремление к пересозданию в искусстве реальной действительности. Самую же возможность такого пересоздания романтики находили в том, что воспринимали действительность как хаос.

Хаос - понятие, очень дорогое романтикам. Хаос разрушает все преграды, уничтожает установленный порядок (понятие, ненавистное всякому истинному романтику) и создает предпосылки для рождения нового. Во всяком случае, так трактует это понятие А. В. Шлегель: "Романтическое... выражает тайное тяготение к хаосу, который в борьбе создает новые и чудесные порождения, - к хаосу, который кроется в каждом организованном творении, в его недрах"35. По сути дела тот же хаос славит Ф. Шлегель в своей программной для романтизма повести "Люцинда", называя его "очаровательным" и "романтическим смешением" и противопоставляя его всякому порядку и слепой логике, которые "годятся лишь для рассудка, задерживая всякий более или менее смелый полет воображения"36.

Да и в сказке их привлекали видимая незаконность вымысла, все то же смешение, возможность обойтись "без побочных определений и искусственных переходов" (Ф. Шлегель, "Люцинда"), "новый, необычный порядок вещей" (Л. Тик, "Любовные чары").

Новалис, один из самых ярых защитников и пропагандистов сказки, сравнивал ее со сновидением, которое тоже строится как некое хаотическое смешение: "Ничего не может быть противнее духу сказки, чем нравственный фатум, закономерная связь. В сказке царит подлинная природная анархия"37. И далее: "В истинной сказке все должно быть чудесным, таинственным, бессвязным и оживленным, каждый раз по-иному. Вся природа должна чудесным образом смешаться с целым миром духов; время всеобщей анархии, беззакония, свободы, природное состояние самой природы, время до сотворения мира"38.

Хаос, "романтическое смешение", "подлинная природная анархия", "новый, необычный порядок вещей" в переводе на эстетический язык означает... "гротескный способ типизации", о котором уже шла речь в первой главе. Не случайно романтики всегда проявляли такой интерес к игровому, карнавальному началу в искусстве. Как раз такую игру как явление, ему глубоко симпатичное, отмечает А. В. Шлегель в древней комедии, в частности у Аристофана. Он прямо говорит, что "древняя комедия есть всеобщее маскарадное переодевание мира", что ее отличительным признаком является "веселая игра с жизнью и поэзией", что "по стилю своему древняя комедия была фантастическим балаганом, веселым сновидением"39.

Одним словом, все основные свойства художественного мышления романтиков40: и преобладание пересоздающего начала, и идея свободы художника, доходящей до произвола, и стремление обновить и возродить действительность через хаос, что открывало соблазнительную возможность затеять с ней игру, превратить ее в карнавал, вывернуть наизнанку, подготавливали ту плодородную почву, на которой просто не могла не вырасти фантастика.

Все это создавало благоприятные условия для расцвета прежде всего условной фантастики - иносказательной, символической и пр. - и фантастических повествований сказочного типа, где привлекала в первую очередь самоценная игра с миром. При этом уже из приведенных высказываний романтиков видно, что соединение сказки и карнавальной игры для них явление привычное, бесспорное и само собой разумеющееся, сказка и карнавал уже не воспринимаются романтиками как исторически различные источники фантастического, для них это единая основа фантастики, они и образуют повествование сказочного типа.

Для рассказов же о необычайном широкие двери в творчестве романтиков открывал их пристальный интерес ко всему из ряда вон выходящему, удивительному, экстраординарному, выламывающемуся за пределы обычного быта и поражающему воображение. Стремление ко всему яркому и необычному связано было как с тенденцией противопоставить искусство жизни - и потому жизненно обыденное, рядовое зачастую оказывалось неинтересным искусству, недостойным его, - так и с чисто мировоззренческим неприятием утверждающейся буржуазной действительности с ее властью чистогана, а через него серости и посредственности.

Столь характерный для романтиков пристальный и настойчивый интерес к сверхъестественному объясняется не столько тем, что многие из них верили в действительное существование привидений, духов и других "граждан могильной республики" (В. Ф. Одоевский), сколько тем, что эти духи были явлением сверхъестественным, неординарным, а потому, по логике романтиков, поэтическим. Новалис так и писал: "Чувство поэзии имеет много общего с чувством мистического. Это чувство особенного, личностного, неизведанного, сокровенного, должного раскрыться, необходимо-случайного. Оно представляет непредставимое, зрит незримое, чувствует неощутимое и т. д."41.

В расцвете фантастики у романтиков было "повинно" не только их художественное мышление, но, как видим, и мировоззрение, их понимание мира, общества человека. В формировании же романтического мировоззрения немалую роль сыграли их взаимоотношения с предшественниками, в первую очередь с просветителями.

Всякая новая мировоззренческая система возникает на основе достижений мысли предшествующих поколений и зачастую связана с неприятием тех выводов, к которым пришли эти предшественники, неприятием, доходящим порой до прямого бунта. Здесь налицо бунт романтиков против просветителей. При этом нападкам подвергается не только принцип подражания природе, лежащий в основе просветительского реализма, и не только установленные классицистами "на все времена" законы творчества, но и нечто большее. Сомнению подвергается разум как основной инструмент познания мира, ориентации человека в мире. Романтики уже не питают той прекрасной, но несколько наивной веры в разум, какой жили просветители. Предпочтение они отдают чувству, воображению и интуиции.

Александр Гиро, теоретик позднего французского романтизма, не случайно противопоставлял "людей XVIII века", доверявших "своему разуму" и "своей памяти", представителям XIX столетия, которые предпочитали вдохновляться чувствами и в сознании которых "анализ" сменился "воображением"42. Немецкий романтик иенской школы В. Г. Вакенродер демонстративно заявляет о своем неприятии любой аналитической "системы": "Кто поверил в систему, тот изгнал из своего сердца любовь! Не лучше ли нетерпимость чувства, чем нетерпимость разума, суеверие, чем вера в систему"43. Такое же неприятие "унылой рассудочности" утверждает А. В. Шлегель, когда пишет: "Во многих гениальных произведениях как бы воплощается девиз поэтических бродяг одной пьесы: "Бесшабашно, но умно!" В обратном смысле эту пословицу можно было бы применить к унылой рассудочности: "Разумно, но глупо!"44.

Такая позиция романтиков вполне объяснима. Во-первых, естественные науки в своем движении вперед начали разрушать ту стройную картину мира, которую они же и помогали когда-то создать. Мир природы оказался сложнее, чем думали ранее, и явилось сомнение, в состоянии ли вообще человеческий разум познать его. Еще большее фиаско потерпел разум в постижении секретов социального бытия. Предложенные разумом рецепты преобразования общества оказались неосуществимыми, а результаты Великой революции во Франции были совсем не похожи на те, которых наивно ожидали просветители. Единственно возможный вывод из этого богатого и горького исторического опыта таков: человеком и миром правят какие-то силы, о которых наш разум даже не подозревает, силы реальные, но непонятные и остающиеся загадкой.

Если в мироздании просветителей не осталось места ни для бога, ни для нечистой силы, ни вообще для чего-либо сверхъестественного, то в мироздании романтиков открылось слишком много "белых пятен" и "неизведанных островов", на которых вполне можно было поселить и бога, и дьявола, и целые сонмы духов и призраков. И они селились там. Практически все романтики считали, что человек подвластен каким-то потусторонним, иррациональным силам. Власть этих сил одинаково ощущал и революционно настроенный бунтарь Байрон, и Шатобриан, который проповедовал двуплановое искусство и над сферой, где действуют люди, рекомендовал помещать другую - сферу духов, мистических сил и сверхъестественных существ45. Кольридж считал, что "неверующий поэт безумен""46. Тик, Вакенродер, Новалис, Клейст верили в реальность призраков и сверхъестественных существ.

Разумеется, среди романтиков был и атеист Шелли, и Э. По, который в одном из своих рассказов признается: "В моей душе вера в сверхъестественное как-то не укоренилась" ("Тайна Мари Роже"). И дело здесь не столько в том, что среди романтиков были верующие или даже суеверные люди. Дело в том, что в усложнившемся, непознанном мире, в котором действовали непонятные человеку силы, граница между реальным и нереальным, фантастическим и действительным изменилась. У просветителей она была четкой и определенной. У романтиков она начала размываться. Романтики снова уверовали в реальную возможность чуда, самого настоящего чуда, они верили порой едва ли не в осуществимость сказки.

Г. Брандес передает случай, происшедший с Вакенродером и рассказанный Кепке в сочинении "Жизнь Тика". Однажды друзья подшутили над Вакенродером, посадив собаку за рабочий стол с лапами, лежащими на открытой книге. Вакенродер, войдя в комнату, удивился, конечно, но не усомнился в смысле происходящего и вечером сообщил друзьям потрясающую новость: оказывается, Шталмейстер (так звали собаку) умеет читать. Г. Брандес по этому поводу замечает: "в сочинениях романтиков трудно найти что-нибудь фантастическое, что не было бы воспроизведено у них в жизни их лихорадочной фантазией"47.

А что представляет собою "магический идеализм" Новалиса, как не целую серию самых сказочных чудес? Человек-маг целиком подчиняет себе, своему духу и воле, материю, становится полным хозяином своего организма и даже окружающего материального мира, он может быть сам себе врачом, даже восстанавливать утраченные органы. И все это, по мнению Новалиса, должно произойти на деле, а не только в воображении. Пересоздание мира, осуществляемое воображением художника, Новалис как бы материализует. При этом путь "колдовства", дающий человеку власть над природой, был для Новалиса столь же реальным, как и путь научного постижения истины.

Интересно, что даже сказку Новалис воспринимает одновременно и как поэтический вымысел, противоположный действительности, и как некое пророчество: "В будущем мире все станет таким же, как оно было в мире давно прошедшем, и в то же время совершенно иным. Будущий мир есть разумный хаос: хаос сам в себя проникший, находящийся и в себе, и вне себя. Истинная сказка должна быть одновременно пророческим изображением, идеальным изображением, абсолютно необходимым изображением. Истинный сказочный поэт есть провидец будущего"48.




Копирование статьи без разрешения автора запрещено.



Раздел: Статьи о фанфикшене | Добавил (а): Alex_Kol (06.10.2012) | Просмотров: 3646

7 случайных статей:




Всего комментариев: 15
+1  
1 Нера   (06.10.2012 13:39) [Материал]
Огромное спасибо за статью.) На самом деле интересно подана мысль, над которой я никогда не задумывалась так тщательно, как показали вы. Воспринимается легко, но я думаю, что ещё не раз перечитаю, потому что хочется лучше уловить все нюансы, о которых здесь рассказано.

+1  
2 Demonio   (06.10.2012 14:34) [Материал]
Спасибо за статью, дорогие. Она правда очень-очень полезна, потому что с идеями фиков у меня в большинстве случаев туго. Думаю, еще не раз буду возвращаться к данной статье, чтобы закрепить у себя, как все-таки найти идею. Ну виньетку я сейчас не смогу написать, как говорится, сходу (времени нет, убегаю). Хотя, попробовала бы))

+3  
3 Natasha   (06.10.2012 16:06) [Материал]
Ветер путал медь Её волос, развевал золотистую одежду, гладил загорелую кожу лица, иссечённого чёрными шрамами, и шептал свою тоскливую колыбельную: «Ссскоро сссзимаа, ссскоро ссссоон»… А Она досадливо отмахивалась от его ласк и упрямо брела вперёд, роняя осенние листья и всё больше натягивая ту незримую нить, что связывала Её с домом и с самой собой…
- Клён, посссстой.
Ещё шаг - и Она перешла на бег, оставляя позади огромное дерево с ветвистой кроной и с осыпающимися листьями.
- Клён, поссстой.
«Я не хочу оставаться здесь, я не хочу засыпать! Отпусти!» Фраза огнём вспыхнула на пряди меди волос девушки, превратившихся в рыжий листок, подхваченный невидимыми ладонями…
А вязкий жизненный сок всё медленнее струился по тонким венам, и всё тяжелее становилось дышать стылым воздухом…
- Клён поссстой…
Пожухлая трава не ласкала босые стопы, далёкое солнце не грело, ветер дышать не давал…
-… есссли уходишшшшь ты – то и я ухошшу ссссс тобоой…
Отчаянно глотая ртом безкислородный ледяной воздух Клён упала на каменистую землю, оставшись без опоры той упругой нити, что связывала её с родным деревом всю жизнь, успев заметить краем глаза, как замерцал рядом с ней воздух, как вихрь кленовых листьев взметнулся над этим мерцанием и окружил это Нечто, как встал возле упавшей девушки огромный грифон с золотой листвой перьев…

Осыпались последние листья с почерневшего мёртвого дерева, а высоко над ним растворялся в облаках силуэт грифона и сидящей у него на спине живой девушки…

+2  
4 Almond   (06.10.2012 16:13) [Материал]
Наташка, ааааааа, умница))) Попробовала, да? Заводит?
А вот это вот: клен поссстой - классно))))))))))))

+1  
5 Thinnad   (06.10.2012 16:15) [Материал]
Отлииично!
*Тин прётся*
Работает! Аль, РАБОТАЕТ!!!!!
Посмотри, ну чудо же какое!

+1  
6 Гудвин321   (06.10.2012 16:22) [Материал]
Класная статья нужно тоже что-нибудь подобное попробовать smile Аль Тин спасибо)))

+5  
7 Драко_Бешен   (06.10.2012 18:27) [Материал]
Гениальная статья, ребята, вы просто наглядно показали всем, КАК надо работать! Высший пилотаж, снимаю шляпу, ушел вешаться от зависти biggrin

0  
8 Natasha   (07.10.2012 01:30) [Материал]
Альмонд, Тиннад, действительно "заводит". Спасибо вам обоим за волшебную статью!

0  
9 Sepren_Substancius   (07.10.2012 04:04) [Материал]
Красивое развитие идеи. У тебя получается-получается! (И акцент знакомый smile )

+1  
10 Sepren_Substancius   (07.10.2012 04:07) [Материал]
Замечательная статья, только голова ночью уже не варит, чтобы всерьёз обдумать и опробировать методику. Остается тихо восхищаться вашей изобретательностью и стилем.

+2  
11 КошкаКэт   (08.10.2012 00:46) [Материал]
Ну, отчитаюсь и я, пожалуй.
Увы, любая таблица ещё со школьной скамьи повергает меня в состояние ступора. Посему, просидев задумчиво перед ней два часа, я собрала мозги в кучку, уловила замысел и начертила на листочке бумаги нечто иное. Сохранив основную идею. И вот над этим уже думала.
Потом всё это дело почти в течение суток перетрясалось и укладывалось в голове (ну, что поделать, я медленно думаю). А потом за полчаса написалась виньетка. Остальные три часа с хвостом потребовались на приглаживание текста.
Только, сдаётся мне, нечто подобное написанному мною я уже где-то читала.

В целом можно сказать, что – да, старт таблица даёт. Но краем зацепили также и творения Тина с Алем, выложенные в качестве примеров, дав пинок фантазии.
Результат – отдельным постом.

+3  
12 КошкаКэт   (08.10.2012 01:02) [Материал]
Осенние витражи.

Шальной ветерок легко пробежался по кронам деревьев, заставив пёстрые осенние листья отозваться волшебным звоном бокалов в новогоднюю ночь. Что за странный звук? Откуда?..

Виной тому была девчушка лет девяти со смешными короткими косичками. «Витражи, чудесные витражи» - робко выкрикивала она, зябко кутаясь в курточку. Тоненький голосок почти полностью терялся в шуме базара вокруг. Но идущие мимо люди замедляли шаги у её лотка, привлечённые разноцветьем стёкол, заботливо обрамлённых в деревянные рамочки. «Витражи, витражи разные – жёлтые, зелёные, красные! С листьями кленовыми, листьями дубовыми…» Кто-то усмехался и, покачав головой, проходил мимо. Другие останавливались и, удивившись невысокой цене, покупали. Бережно доставив приобретение домой, вставляли в окошко или просто пристраивали на подоконник, а потом любовались чудом: волшебные стёклышки впитывали в себя дневной свет и, когда солнце пряталось за горизонтом, начинали мягко сиять, отдавая накопленное, радуя хозяев жилища, согревая их души неприветливыми вечерами.

А что же маленькая продавщица? Сбыв товар, она вздыхала, пересчитывала и прятала в глубокий карман невеликую выручку и семенила домой. А утром, подхватив корзинку, спешила в лес, собирать заготовки для своих витражей. Ведь это по её воле так рано похолодало, это её желание заставило природу чуть-чуть изменить свои планы. Ещё летом Дед Мороз получил письмо, и было в нём: «Я так хочу сохранить до весны осеннее солнышко. Оно прячется в листьях, а они опадают. Помоги!»
Волшебнику оказалось нетрудно отозваться на просьбу девочки. Всего-то надо было пролететь над лесом, пока деревья ещё стояли одетые. И дохнуть колдовским морозом на золотистые и багряные кроны, заставив листья замереть в испуге, а потом отозваться на лёгком ветерке чуть слышным звоном.

Дед Мороз исполнил желание. Солнечным утром, выйдя на улицу после неожиданно ударивших ночных заморозков, девочка на мгновение остановилась, распахнув от восторга глаза. Прозрачные, как леденцы, тоненькие листочки – кленовые, дубовые, ивовые и многие, многие другие – выглядели просто сказочно. Подбежала, потрогала, шепча чуть смущённо: «Спасибо, Дедушка Мороз, спасибо!»
Чуть позже она позвала подружек. Но, к общему разочарованию, стеклянные листья при чужом прикосновении мгновенно рассыпались ледяной пылью. И только в её руках волшебство не исчезало – ведь это был личный подарок. А девочке так хотелось поделиться таким чудом со всем миром! Тогда она отправилась в лес и, за полчаса доверху наполнив корзину, вернулась домой и села создавать свой первый витраж.

Быстро пролетели оставшиеся до декабря недели.
Суровая зима воцарилась на улицах, тьма и холод подступили к стенам домов. Но почти во всех окошках переливались тёплым волшебным светом осенние витражи.

+2  
13 Thinnad   (08.10.2012 01:10) [Материал]
Оооо!!! Сказочно)))
Тепло и волшебно, чудная сказка на сон грядущий.
Если это где и было уже описано - я не в курсе. Но виньетка - узорчато-цветная, дышит запахом мороза и листьев.
Очень симпатично. Спасибо, Кэт.

+1  
14 RossomahaaR   (22.10.2012 07:37) [Материал]
Альмонд, Тиннад, огромное спасибо за статью! Возникло огромное желание пожать вам руки)
Такая табличка иной раз просто незаменима.
P.S.: вот если бы юные авторы прочли и приняли к сведению изложенный здесь материал...

0  
15 Almond   (23.10.2012 04:54) [Материал]
хм... и не только юные)))))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
С каждого по лайку!
   
Нравится
Личный кабинет

Новые конкурсы
  Итоги блицконкурса «Братья наши меньшие!»
  Братья наши меньшие!
  Итоги путешествия в Волшебный лес
  Итоги сезонной акции «Фанартист сезона»
  Яблоневый Сад. Итоги бала
  Итоги апрельского конкурса «Сказки о Синей планете»
  Итоги игры: «верю/не верю»
Топ фраз на FF
Новое на форуме
  Предложения по улучшению сайта
  Поиск соавтора
  Помощь начинающим авторам
  Все о котЭ
  Рекомендации книг
  Поиск альфы/беты/гаммы
  Книжный алфавит

Total users (no banned):
4956
Объявления
  С 8 марта!
  Добро пожаловать!
  С Новым Годом!
  С праздником "День матери"
  Зимние ролевые игры в Царском шкафу: новый диаложек в Лаборатории Иллюзий
  Новый урок в Художественной Мастерской: "Шепни на ушко"
  День русского языка (Пушкинский день России)

фанфики,фанфикшн