Однако, определив искусство как язык, мы тем самым
высказываем некие определенные суждения относительно его устройства. Всякий
язык пользуется знаками, которые составляют его "словарь" (иногда
говорят "алфавит", для общей теории знаковых систем эти понятия
равнозначны), всякий язык обладает определенными правилами сочетания этих
знаков, всякий язык представляет собой определенную структуру, и структуре этой
свойственна иерархичность.
Такая постановка вопроса позволяет подойти к искусству с
двух различных точек зрения.
Во-первых, выделить в искусстве то, что роднит его со всяким
языком, и попытаться описать эти его стороны в общих терминах теории знаковых
систем.
Во-вторых, - на фоне первого описания - выделить в искусстве
то, что присуще ему как особому языку и отличает его от других систем этого
типа.
Поскольку мы в дальнейшем будем пользоваться понятием
"язык" в том специфическом значении, которое ему придается в работах
по семиотике и существенно расходится с привычным словоупотреблением, определим
содержание этого термина. Под языком мы будем понимать всякую коммуникационную
систему, пользующуюся знаками, упорядоченными особым образом. Рассмотренные
таким образом языки будут отличаться:
во-первых, от систем, не служащих средствами коммуникации;
во-вторых, от систем, служащих средствами коммуникации, но
не пользующихся знаками;
в-третьих, от систем, служащих средствами коммуникации и
пользующихся совсем или почти не упорядоченными знаками.
Первое противопоставление позволяет отделить языки от тех
форм человеческой деятельности, которые не связаны непосредственно и по своей
целевой установке с накоплением и передачей информации. Второе позволяет ввести
следующее разделение: знаковое общение происходит в основном (20) между
индивидами, внезнаковое - между системами внутри организма. Однако вернее,
видимо, было бы истолковать это противопоставление как антитезу коммуникаций на
уровне первой и второй сигнальных систем, поскольку, с одной стороны, возможны
внезнаковые связи между организмами (особенно значительные у низших животных,
но сохраняющиеся и у человека в виде явлений, изучаемых телепатией), с другой -
возможно и знаковое общение внутри организма. Имеется в виду не только
самоорганизация человеком своего интеллекта при помощи тех или иных знаковых
систем, но и те случаи, когда знаки вторгаются в сферу первичной сигнализации
(человек "заговаривает" словами зубную боль; действуя сам на себя при
помощи слов, переносит страдания или физическую пытку).
Если с этими оговорками принять положение о том, что язык
есть форма коммуникации между двумя индивидами, то придется сделать еще
некоторые уточнения. Понятие "индивидуум" удобнее будет заменить
"передающим сообщение" (адресантом) и "принимающим его"
(адресатом). Это позволит ввести в схему те случаи, когда язык связывает не два
индивидуума, а два других передающих (принимающих) устройства, например
телеграфный аппарат и подключенное к нему автоматическое записывающее
устройство. Но важнее другое - нередки случаи, когда один и тот же индивид
выступает и как адресант и как адресат сообщения (заметки "на
память", дневники, записные книжки). Информация тогда передается не в
пространстве, а во времени и служит средством самоорганизации личности.
Следовало бы считать, что данный случай - лишь малозначительная частность в
общей массе социальных общений, если бы не одно соображение: можно
рассматривать в качестве индивида отдельного человека, тогда схема коммуникации
А (R) В (от адресанта к адресату) будет явно преобладать над А (R) А/ (адресант
сам же является адресатом, но в другую единицу времени). Однако стоит
подставить под "А", например, понятие "национальная
культура", чтобы схема коммуникации А (R) А/ получила по крайней мере
равноправное значение с А (R) В (в ряде культурных типов она будет главенствовать).
Но сделаем следующий шаг подставим под "А" человечество в целом.
Тогда автокоммуникация станет (по крайней мере, в пределах исторически
реального опыта) единственной схемой коммуникации.
Третье противопоставление отделит языки от тех промежуточных
систем, которыми в основном занимается паралингвистика, - мимики, жестов и т.
п.
Если понимать "язык" предложенным выше образом, то
понятие это объединит:
а) естественные языки (например, русский, французский,
эстонский, чешский);
б) искусственные языки: языки науки (метаязыки научных
описаний), языки условных сигналов (например, дорожных знаков) и т. п.;
в) вторичные языки (вторичные моделирующие системы) -
коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем
(миф, религия). Искусство - вторичная моделирующая система. "Вторичный по
отношению к языку" следует понимать не только как "пользующийся
естественным языком в качестве материала". Если бы термин имел такое (21)
содержание, то включение в него несловесных искусств (живописи, музыки и
других) было бы явно неправомерно. Однако отношение здесь более сложное:
естественный язык - не только одна из наиболее ранних, но и самая мощная
система коммуникаций в человеческом коллективе. Самой своей структурой он
оказывает мощное воздействие на психику людей и многие стороны социальной
жизни. Вторичные моделирующие системы (как и все семиотические системы)
строятся по типу языка. Это не означает, что они воспроизводят все стороны
естественных языков. Так, музыка резко отличается от естественных языков
отсутствием обязательных семантических связей, однако в настоящее время
очевидна уже полная закономерность описания музыкального текста как некоторого
синтагматического построения (работы М. М. Ланглебен и Б. М. Гаспарова).
Выделение синтагматических и парадигматических связей в живописи (работы Л. Ф.
Жегина, Б. А. Успенского), кино (статьи С. М. Эйзенштейна, Ю. Н. Тынянова, Б.
М. Эйхенбаума, К. Меца) позволяет видеть в этих искусствах семиотические
объекты - системы, построенные по типу языков. Поскольку сознание человека есть
сознание языковое, все виды надстроенных над сознанием моделей - и искусство в
том числе - могут быть определены как вторичные моделирующие системы.
Итак, искусство может быть описано как некоторый вторичный
язык, а произведение искусства - как текст на этом языке.
Копирование статьи без разрешения автора запрещено.
Огонек, прекрасная статья! Ты моя любимая сказочница. Сказка она и должна нести в себе тот непередаваемый свет волшебства, чтобы читающий и дочитав последнюю строчку, все еще мечтательно смотрел вдаль. Ты проделала колоссальную работу, Огонек. Жду с нетерпением твоих новых сказок.
Сказка, пожалуй, самый разнообразный и самый требовательный жанр. Думаю, автор, пишущий сказку, должен в первую очередь стараться для себя, а уже потом для других. Даже не представляла, сколько, оказывается, вариантов сказок, хотя все читала, за что большое спасибо. Замечательная статья.
Вспоминаю сборник сказок Шарля Перро, которыми зачитывалась в детстве. Сказки были представлены в варианте, подозрительно напоминающем первоначальный. И Красная Шапочка без счастливого спасения от волка, и Синяя Борода - плюс все это было приправлено жутковатыми картинками (в том числе изображением отрубленных голов из последней сказки). С того времени представление о сказках у меня сложилось противоречивое: с одной стороны, это повествование, выраженное достаточно символично, должно нести в себе четкую идею, смысловое зерно (иначе сказка вряд ли существовала бы как литературное явление); с другой, она должна быть доступна понимаю любого человека. И уж конечно, сказка - это не только принцессы-великаны-драконы. Прочитав статью, я лишний раз убедилась, что написание стоящий сказки требует известной искусности. Осмелюсь предположить, что хорошо написать сказку так же непросто, как и драму. Спасибо за статью, Огонек! И кот на картинке, кстати, замечательный)
Мне тоже кажется, что сказки сложны и многогранны. Поэтому и решила написать статью на эту тему.
Лет пять назад моей подруге попалась книжка со "странной интерпретацией" сказок Шарля Перро. Мы с ней посмеялись, а книжку от детей спрятали. В тот момент нам показалось, что это новая версия изученных сказок. Но, оказалось, это оригинальная трактовка. Говорят, что раньше большинство сказок писали для взрослых. Мне кажется, что взрослым сказка нужна даже больше, чем детям ))
Уже после опубликования статьи нашла цитату Х.К.Андерсена: «Я... по-своему пересказал старые сказки, слышанные мною в детстве, тон рассказчика еще слышался мне и казался самым естественным. Но я хорошо знал, что ученая критика будет порицать этот язык. Таким образом, чтобы настроить читателя на определенный лад, я назвал их „Сказки, рассказанные детям”, хотя и считал, что они предназначены как для детей, так и для взрослых».
А вот чудесная фраза из сказки «Бузинная матушка»: «Как раз из действительности и вырастает самая удивительная сказка!».
Огонек, прекрасная статья! Как и Аста, я и не знала, что существует столько видов сказок. Для меня они почему-то все были просто сказками, прекрасными историями с хеппи ендами. И кстати, да, у тебя получаются очень хорошие сказки, а вот я даже и не пробовала (не знаю с чего начать)))). Но кто знает, может быть когда-нибудь и я решусь Спасибо!
Спасибо большое за статью, я её ждала))) Очень интересно, и подробно, замечательно подчеркнуты и составляющие сказки и виды этих сказок и нравственная ценность. Я всегда любила сказки, да и щас люблю) Правда и детские читаю каждый день, сейчас, конечно большинство сказок очень укорочены, и это обидно детям уже не интересно их слушать, но вот когда им читаешь по настоящему длинную захватывающую сказку им становится интересно и даже маленькие противники чтения вдруг начинают слушать) У моих воспитанников в последнее время появилась любимая сказка про "голого короля" и они искренне недоумевают, почему же король сделал вид, что видит платье, и мы разбираем её каждый раз заново, и теперь они мне еще и цитаты из неё приводят. В общем, сказки неотъемлемая часть детства, и именно на них и прививается любовь к чтению, и именно на её примерах формируется мораль у детей. Еще раз спасибо за статью, она очень ценна. Пы.Сы я сама очень люблю твои сказки)))
Любая сказка должна быть интересной и узнаваемой. Согласна, что приторно-сладкие произведения, имеющие претензию на сказку, практически всегда не соответствуют им. Могу сказать, что даже знаменитый Толкиен, написал "Хоббита" для своих детей, он не хотел его печатать, просто придумал красивую сказку о гномах и бородатом волшебнике в нелепой шляпе-колокольчике. Просто принёс один раз своим студентам, одна из которых работала в типографии, предложила напечатать. Он согласился, а потом уже были написаны и "Властелин Колец" и "Сильмаррилион". Так что грамотная сказка, на мой взгляд должна нести какую-ту завуалированную мысль. На мой взгляд в сказке каждый читатель найдёт что-то своё, какую-нибудь мысль вынесет и не важно, понравилась она ему или нет. Сказка ведь не предназначена для развлечения, она должна учить.
Спасибо за теплые слова, Деми )) Я больше всего люблю сказки, которые заканчиваются счастливо. Помню, как в детстве надеялась, что даже погибшие персонажи вернутся к жизни.
Всё детство меня нельзя было оттащить от сказок, потом от фэнтези и фантастики. И сейчас я люблю их больше других жанров. Одни говорят, что это побег от реальности, а мне кажется, сказки делают жизнь немного лучше, украшая действительность.
О, сказки это на самом деле очень интересно! Особенно мне интересно происхождение этих самых сказок. Очень правильно ты подметила, что не все в интернете про их страшные оригиналы правда. Но то, что, чем старше вариант сказки, тем мрачнее там все заканчивается, это точно, наверное, оттого, что в древние времена это были не совсем сказки, а больше предостережения, типа с тропы не сходи - волк сожрет. Хотя в самых ранних вариантах Красой Шапочки уже не помню у каких племен это был совсем не волк, а парень, которому девка по дурости отдалась, а он смылся и оставил у разбитого корыта . Это кстати сбереглось и в вариантах попозже, где почему-то, прежде чем есть Красную Шапку, волк повелевает ей раздеваться и лезть в постель - ужс. Статья ну очень сказочная, я сказки люблю, посему дико тешилась, читая! Спасибо за это, ну, и за освежение школьных и первокурсных знаний с литературоведения .
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]