Эта статья является кратким рассказом о том, что такое хайку.
Также вниманию читателей представлены основные принципы и советы о том, к чему
нужно стремиться и чего следует избегать в процессе сочинения хайку.
Хайку – национальная японская форма поэзии, жанр поэтической
миниатюры. Для многих из нас более привычно название – хокку. И все же, хайку и
хокку не совсем одно и тоже. Дело в том, что хайку выделилось в самостоятельный
жанр, в процессе развития поэтической игры по дописыванию чередующихся
трехстиший и двухстиший. Игра называлась «хайкай-но рэнга» (шуточный
поэтический диалог), а впоследствии просто «рэнга». Первое трехстишие рэнга и
есть - хокку (начальная строфа). Оно обладало особыми качествами: наличием
«киго» – сезонное слово и «кирэдзи» – разделительное слово, а также
недосказанностью и незавершенностью, побуждая тем самым участника сложения
рэнга к совместному творчеству. Постепенно хокку стали восприниматься как
отдельные произведения и в XVII
в. превратились в самостоятельный жанр, позднее в XIX в. получивший современное название –
хайку.
Оригинальное японское хайку – это 17-сложное стихотворение,
записываемое в один столбец иероглифов. Оно состоит из трёх ритмических частей
по 5-7-5 слогов. Как правило, текст хайку делится на две смысловые части 12+5
или 5+12. Эту задачу выполняет кирэдзи – разделительное слово. В традиционном
хайку центральное место занимает природный образ, в той или иной мере связанный
с жизнью человека. В тексте должно быть указание на время года. Эту функцию выполняет
киго – сезонное слово.
О весенний дождь!
С кровли ручейки бегут
Вдоль осиных гнезд.
Мацуо Басё
(перевод В.Маркова)
Классическим вариантом написания хайку считается такой, в
котором первая строка отвечает на вопрос «Где?», вторая - на вопрос «Что?»,
третья отвечает на вопрос «Когда?».
На мертвой ветке
Чернеет ворон.
Осенний вечер.
Мацуо Басё (перевод
К.Бальмонт)
Безусловно, это не жесткое правило. Нередки хайку без ответа
на эти вопросы, особенно когда речь идет о чувствах и эмоциях.
Из всех видов традиционной японской поэзии хайку наиболее
демократичный. Благодаря этому с 1960-х гг. хайку завоевало множество
поклонников по всему миру. Каждая национальная литература создаёт свой
собственный вариант хайку. Переводы и хайку, сочиненные на других языках,
принято записывать в три строки. Пишут
хайку и на русском языке. Следуя поэтическим традициям и ритму, современные
хайку, написанные на европейских языках, часто короче 17-ти слогов (особенно
англоязычные), в тоже время русскоязычные хайку могут быть даже длиннее.
Необходимость сезонных слов в хайку западных стран, в том числе и России,
остается под вопросом. На волне интереса к японской культуре развлечений, в
последнее время появляется всё больше, так называемых, псевдохайку. Авторы
псевдохайку используют слоговую формулу 5-7-5, наполняя ее далеким от
стандартов хайку содержанием.
Для тех, кто впервые хотел бы попробовать свои силы в
сочинении хайку, приведу несколько основных принципов и советов. Возможно, что
и для более опытных и искушенных читателей они не будут лишними. Если вы будете
стремиться придерживаться их, это поможет писать приближенные к классическому
пониманию хайку.
Главный принцип хайку – сказать много, используя минимум
слов. Каждое слово, каждый образ значат очень много и поэтому приобретают
особую весомость. Создавая хайку, используют только самые необходимые и точные
слова
Леса полоса
На склоне горы, словно
Пояс для меча.
Мацуо Басё (перевод
В.Соколов)
Важный принцип хайку – недосказанность и многозначность.
Поэтому не стремитесь все разжевать, а лучше недоговорите.
Старые туфли
Храбро идут по лужам.
В новых опасно.
Jatsan
Один из принципов – сравнение и сопоставление. Размещайте
рядом родственные объекты и явления. Это один из самых распространенных
приемов
Туман над рекой.
Мальчишки с удочками
Клюют носами
Шеба
Ещё один принцип противоположен предыдущему – контраст и
противопоставление. Цель - связать своеобразным мостом два понятных явления,
контрастирующих между собой.
Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.
Ёса Бусон
Хайку на русском языке пишут в три строки. Слоговую формулу
5-7-5 превышают лишь, в крайнем случае, но не более чем в полтора раза – в
строчке максимум 10 слогов. Старайтесь одну строчку делать чуть длиннее двух
остальных.
Чистых высот зов
В песне горного ручья.
Зажмурил глаза
Один из приемов, который используют авторы при сочинении
хайку, называется – прием общей строки. Суть его в том, что вторую строчку
можно читать и с первой и с третьей.
Странник усталый…
В поле бескрайнем стоит
Одинокий дуб.
Вне японского языка кирэдзи (разделительное слово) не имеет
аналогов, поэтому в русскоязычных хайку его роль выполняют знаки пунктуации –
тире, запятая, восклицательный и вопросительные знаки, двоеточие, многоточие.
Их применение имеет интонационное значение (разделить смысловые части), хотя в
самом трехстишии знаки пунктуации могут быть опущены автором.
В современной японской поэзии и в хайку западных стран
необходимость сезонных слов остается под вопросом. И хотя в России никто из
известных авторов не настаивает на обязательном использовании киго, все же
рекомендуется включать слово или словосочетание, указывающее на время года,
либо обозначающее состояние природы на момент, описываемый в хайку. Важны не
слова сами по себе, а образы, которые они вызывают. Например: желтый лист –
осень, аромат мандарина – Новый год
Гроз свежей страстью
Ландышем травень пьянит.
Душа чистый лист
Несколько советов о том, чего следует избегать при написании
хайку.
1.Один из принципов хайку - недосказанность. Поэтому не
пишите в рифму, она дает чувство завершенности.
2. Отражайте в хайку окружающий мир и собственный опыт,
пусть даже воображаемый.
Следовательно, не пишите о выдуманных событиях и абстрактных
вещах.
3. Не пытайтесь точно назвать чувство или состояние. Поэтому
откажитесь от слов: «как», «мне так», «словно», «будто», «похож». Редко
используйте местоимения и не увлекайтесь глаголами.
4. Избегайте повторов слов и корней слов, и всего, что по
смыслу можно назвать - масло масленое.
5. Хайку должно создавать ощущение, что событие происходит
здесь и сейчас. Поэтому не пишите в прошедшем и будущем временах, а если и
пишите, то через призму настоящего.
6. Не пишите хайку в три разных предложения. Трехстишие
будет выглядеть рваным. Хайку должно читаться легко и естественно. Но и
варианта с одним законченным предложением желательно избегать.
Возможно, изложенные выше принципы и советы покажутся
читателям слишком мудреными и сложными в усвоении и применении. Не забывайте,
жанр хайку – демократичный, а значит необязательно зацикливаться на их
строжайшем соблюдении. Главное - ваше чувство прекрасного и творческая интуиция.